Ольга Наумова, возглавлявшая последний год «Магнит», а перед этим 5 лет «Пятерочку», с конца июня была «в свободном плавании». Рынок гадал и даже делал ставки в отраслевых группах в соцсетях, какую компанию возглавит Ольга Наумова — «Ленту» или объединившиеся «Дикси», «Красное&Белое» и «Бристоль».

Биография

Ольга Наумова в 1994 году окончила социологический факультет МГУ по специальности «маркетинг». В 1993-1994 годах руководила московским представительством компании «Альт» (Петербург), специализирующейся на управленческом консалтинге. В 1994-2000 годах работала в группе компаний IBS: директором по маркетингу компании «Дилайн», затем гендиректором компании «Компьютер депо». В 2000-2001 годах была коммерческим директором компании «Русский продукт».

С 2001 по 2002 год — директор по организации бизнеса Череповецкого сталепрокатного завода ПАО «Северсталь», с 2002 по 2006 год — генеральный директор завода.

Кроме того, с 2003 по 2004 год — генеральный директор ОАО «Орловский сталепрокатный завод» (входил в группу компаний «Северсталь», в 2006 году вместе с Череповецким сталепрокатным заводом и Волгоградским сталепроволочно-канатным заводом был присоединен к ЗАО «Северсталь-метиз»).

С 2004 года возглавляла группу «Северсталь-метиз», позднее — ЗАО «Северсталь-метиз». С 2010 по 2013 год работала генеральным директором компании «Римера» — нефтесервисного дивизиона Челябинского трубопрокатного завода.

С мая 2013-го по апрель 2018 года — генеральный директор сети «Пятерочка» X5 Retail Group. С мая 2018 года — исполнительный директор сети «Магнит», с июня 2018 года — генеральный директор. 26 июня 2019 покинула «Магнит» в связи с разногласиями с акционерами компании относительно стратегии дальнейшей трансформации.


Но неожиданно для отрасли Ольга Наумова ушла из розницы в логистическую сферу и возглавила компанию Lorus SCM с выручкой около 8 млрд рублей, став также заместителем гендиректора группы «Соллерс» (в нее входит Lorus SCM). Обе компании контролируются бывшим топ-менеджером ГК «Северсталь» Вадимом Швецовым. Бывший топ-менеджер «Магнита» будет участвовать в разработке новой стратегии группы как интегратора сервисов «умной мобильности», а также в запуске новых проектов «Соллерс» в этом направлении.

«Ольга Наумова будет управлять развитием логистического бизнеса в качестве партнера — с назначением на пост генерального директора Lorus SCM она также получит долю в капитале компании», — приводится цитата Вадима Швецова в сообщении «Соллерс». 

О компании

ПАО «Соллерс» (ТМ Sollers) создано компанией «Северсталь» в 2002 году как ОАО «Северсталь-авто» для управления пакетами акций ОАО «УАЗ» и ОАО «ЗМЗ».

В начале 2007 года компания перешла под контроль Вадима Швецова, в 2008 году переименована в ОАО «Соллерс». Производит внедорожники УАЗ и SsangYoung, двигатели ЗМЗ, владеет 50%-ными долями в совместных предприятиях по производству автомобилей Isuzu, Ford, Mazda, Toyota.

Выручка группы «Соллерс» в 2018 году выросла на 10,4%, до 39,5 млрд рублей. EBITDA сократилась на 85,8%, до 481 млн рублей.


Новость вызвала большой резонанс среди участников розничного рынка. «Выручка Lorus SCM чуть меньше 8 млрд рублей в год. Если предположить, что доля логистики в цене реализации товара конечному потребителю составляет 6%, то перевозимая цена груза — около 120 млрд рублей. Это в полтора раза меньше «Яндекс.Маркет» по GMV (gross merchandise volume, общий объем оборота товаров) или российского Aliexpress. Выручка «Магнита» больше триллиона рублей. Обслуживаемый GMV (gross merchandise volume, траты конечного потребителя) у Lorus — чуть больше 120 млрд рублей. В 10 раз меньше. Давать генеральскую должность в одной из возможно близких к Мордашову (основной владелец «Северстали») структур при таких соотношениях масштабов может означать, что Наумова будет «восстанавливать» привычный ей габарит и у нее есть высокий мандат», — написал в соцсетях главный аналитик Национальной ассоциации блокчейн Алексей Петровский, указав, что человеку, привыкшему к работе на земляном грейдере, выдали саперную лопату.

О том, как долго топы ищут работу в ретейле, читайте здесь.


MarketMedia узнал у игроков рынка ретейла, почему компетенции Ольги Наумовой не пригодились другим крупным FMCG-игрокам и почему топ-менеджер, руководивший компаниями с оборотом 1,5 трлн рублей, согласился возглавить небольшую по обороту компанию.

Два сценария для розницы
Управляющий партнер Retail4You Сергей Лищук считает, что в ретейле Ольге Наумовой особо некуда было идти после «Магнита» и Х5 Retail Group. По его словам, у нее было два варианта остаться в рознице, и оба неприемлемы для нее.

«Да, она могла бы возглавить одну из топ-10 FMCG-сетей, имеющую потенциал, и сделать ее более эффективной, использовав все наработки Х5 и «Магнита». Но список таких компаний предельно короток, — отмечает Сергей Лищук. — «Ашан» и «Метро» переживают трансформацию и явно не готовы к российскому лидеру. «Дикси» все решила в момент слияния и теперь в первый год не поменяет лошадей. «Лента» явно успешна, там не требуется замены управленцев. Второй сценарий, чтобы остаться в ретейле, — это возглавить сильно меньшую сетку, чтобы сделать нового лидера. Почему она не приняла вызов? Полагаю, многие хотели бы видеть ее у руля своих розничных империй. Скорее всего, сказалась отраслевая усталость. Хочется нового и неретейлового. В том числе поэтому и ушла в логистическую. Да, оборот небольшой, но там предложена доля в бизнесе. Кроме того, мы должны понимать, что затратная часть из этих 8 млрд рублей значительно меньше. Это сфера услуг, и там доходность выше, чем классические уже 25% маржи в ретейле». 


Да, регионалы были бы для Ольги Наумовой отличной площадкой для работы: на такой «низкой» (по сравнению с триллионами «Магнита») базе легко получить рост. Но специализация Наумовой не в умении убеждать собственника, а в управлении.



Кроме того, эксперт отмечает, что хоть в России и есть уже с десяток региональных продуктовых сетей с оборотом свыше 100 млрд рублей, в руководстве таких компаний много родственников, «проверенные временем» сотрудники прочно занимают средний эшелон, и трансформация таких компаний — как игра в покер. «Долго, сложно и не факт, что собственник не встанет посередине партии из-за стола со словами «Всем спасибо, все свободны», — говорит Сергей Лищук. — Да, регионалы были бы для Ольги Наумовой отличной площадкой для работы: на такой «низкой» (по сравнению с триллионами «Магнита») базе легко получить рост. Но специализация Наумовой не в умении убеждать собственника, а в управлении. Она привыкла работать на результат, а в провинциальных сетях надо быть больше политиком. Вспомните Бу Андерсена и его увольнение из АвтоВАЗа «за неправильную социальную политику». А в локальных сетях еще больше градус интриг и неработы. Вот это она понимает ясно и не готова тратить жизнь на подобную ерунду».

Неприятие рынком
Опрошенные участники рынка предполагают, что топ-менеджерам, возглавлявшим огромные корпорации, непросто найти что-то аналогичное по масштабам в целом в стране, не говоря уже про отдельную отрасль. К тому же у людей такого уровня нет навыка продавать себя, отмечают эксперты. 

«Сложно рассуждать, почему Ольга Наумова не смогла найти место себе в ретейле. Возможно, это связано как с ее личными устремлениями, так и с неприятием ее рынком как специалиста по ретейлу. История с «Магнитом» показала, что те стратегические планы, которые она пыталась реализовать, будучи во главе этой компании, встретили резкое сопротивление у акционеров. Для такой большой компании, как «Магнит», опыт руководителя со стажем 6 лет в ретейле, пусть и очень успешным, явно недостаточный», — считает эксперт по инновациям в ретейле Борис Агатов.   

Он подчеркнул, что сегодня ретейл — это не только набор новых технологий, но и четкое выстраивание стратегии по наполнению новой сутью ретейловых сетей, особенно такого масштаба, как «Пятерочка» и «Магнит». Однако, по его мнению, переход в логистику Ольги Наумовой с точки зрения личных устремлений — шаг очень правильный, так как сейчас все самое интересное и важное происходит не в традиционном ретейле, а вокруг него. А это и логистика, и банки, и интернет-торговля, и сфера IT. Именно эти игроки из этой сферы имеют в настоящее время больший потенциал в развитии, чем даже самый крепкий традиционный ретейл. 

«Ольга Наумова показала, что может выстраивать работу, рынок логистики бурно растущий, и на нем легче реализовать свои планы, чем на стагнирующем рынке розничной торговли, а в статусе партнера это может еще и принести высокие дивиденды. Это может быть просто очень точный расчет с ее стороны», — говорит Борис Агатов. 

По мнению Татьяны Доляковой, генерального директора Executive Search-агентства PRO Personnel, нельзя сказать, что Ольга Наумова кардинально сменила отрасль: «Раньше работодатели всегда хотели видеть сотрудников с опытом работы в своей сфере. И сейчас примерно 70% работодателей хотят видеть кандидата из компании-конкурента или смежной отрасли, чтобы он знал и продукт, и рынок сбыта. Но в последнее время многие компании стали смотреть шире и, наоборот, берут из других отраслей, чтобы опыт, который есть в том же ретейле, привнести в логистические компании. Или опыт из IT-сферы внедрить в банк. Это действует не на всех позициях. Но в отношении Ольги Наумовой можно говорить, что она ушла в смежную отрасль, потому что «Магнит» занимается большим количеством логистических операций. И логистика для Наумовой — это один из кусков ее предыдущего бизнеса. Плюс есть мотивация в виде доли в компании»

Генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков напоминает, что у Ольги Наумовой до ретейла был богатый опыт в разных компаниях и отраслях, возможно, это и сыграло свою роль в том, что она перешла в логистическую сферу. «Еще важно, что Ольга Наумова вошла в руководство группы «Соллерс», а это очень крупный бизнес. Ее должность может быть формальной, и, возможно, она сделает карьеру внутри группы компаний», — говорит эксперт.