Резюме (короткое): радость человеческого общения бесценна! Точка.

Резюме (длинное): В природе не существует премий, рейтингов и гидов, результатами которых все довольны. И недавний Мишлен тому порука. Просто мест наверху мало, а претендентов на них много: напомню, считается, что в Москве 15 тыс. точек общепита, а в Петербурге — 8 тыс.

Люди же, инвестировавшие в эти проекты деньги и душу, обязаны свое дело любить и, как все влюбленные, надеются, что им ответят взаимностью.

На это накладывается еще один фактор: жители России генетически отучены доверять каким бы то ни было выборам. Перед глазами слишком много печальных примеров, скажем так, с бизнесом никак не связанных. В итоге после каждой премии я (да и вы, уверен) выслушиваю десятки комментариев типа «слишком низко поставили!» и «почему ему дали!». Я всякий раз отвечаю одинаково: «Значит, так эксперты проголосовали!» Не верят!!!
И здесь мы подходим к двум главным проблемам всех премий (не обязательно ресторанных)!

Первая из них — непрозрачный интерфейс. Образцово-показательный пример непрозрачности — тот самый гид Мишлен. Кто эти эксперты, сколько их и существуют ли они на самом деле или только в воображении мирового гастробессознательного? Эти вопросы задают 100 лет и будут задавать еще 100. Этим же темным путем пошел и рейтинг The World’s 50 Best Restaurants (по нашему говоря, «Фифти бест»): экспертам не разрешается сообщать о своей причастности к проекту — до того момента, как ты не подвергся обязательной ротации.

Логика понятна: экспертов на весь мир всего-то несколько сотен, и, будь их имена известны, рестораторы и шефы разорвут гастровыборщиков — нет, не на кусочки, а на молекулы.


Российская премия WhereToEat несколько лет работала с открытым забралом: имена экспертов публиковались и в печатной, и в интернет-версии. Но потом прекратила эту практику — по всей видимости, по только что названной причине. Не зря, даже бывший сотрудник гида Мишлен Паскаль Реми в своей скандальной книге «Инспектор садится за стол» (после публикации которой он был уволен) писал черным по белому: «Инспектор регулярно расплачивается в ресторанах, что нередко подталкивает владельцев в случае разоблачения завоевать его доверие, пригласить и подкупить…»

Большую проблему №2 можно обозначить кодовыми словами «окончательная стабильность». Из года в год наверху списка оказываются одни и те же названия или фамилии. Рейтинг «WhereToEat Москва» 4 года подряд возглавляет ресторан Twins Garden, главными шефами Петербурга за 7 лет становились четыре повара, трое из которых — по два раза, на «WhereToEat Россия» лучшим шефом признавался только Владимир Мухин и т.д. Премия оказывается в ножницах: с одной стороны, побеждают они ровно потому, что за них голосуют, а с другой — исчезает интрига, которая, собственно, и является самым притягательным элементом любого состязания. Газеты когда-то пестрели заголовками «Остановите Шумахера! Пока не погибла Formula 1», просто потому что Михаэль побеждал всегда и везде.

Интервью с генеральным продюсером премии WhereToEat Ириной Тиусониной




На «Фифти бест» ровно то же самое: то elBulli выиграет четыре раза подряд, то Noma — три. В итоге, чтобы избежать застоя, создатели рейтинга выдумали так называемый зал славы. В него входят рестораны, когда-либо побеждавшие в The World’s 50 Best Restaurants. Сейчас таких восемь: El Bulli, The French Laundry, The Fat Duck, El Celler de Can Roca, Osteria Francescana, Eleven Madison Park, Mirazur и Noma2.0. Больше голосовать за них нельзя. Ситуация, честно говоря, странноватая: по сути, шеф, добравшийся до вершины, сразу принудительно отправляется на «заслуженный отдых». Как если бы Усейну Болту запретили бегать стометровку, а Роджеру Федереру — участвовать в Уимблдоне.

Возможно, Рене Редзепи, Мауро Колагреко, Массимо Боттура ect. по-прежнему остаются лучшими из лучших, но их больше никто не оценивает.


А значит, рейтинг перестает выполнять первую и единственную свою практическую функцию — ту, которая и оправдывает его существование. Больше не играет роль путеводителя best of the best для гурманов, поваров, гастроэнтузиастов и прочих фуди. Оставаясь лишь ярмаркой тщеславия для рестораторов и хорошим бизнесом — для своих создателей.

Существует ли хороший выход из этой ситуации? Тут самое время вернуться к началу: в природе идеальных премий, рейтингов и гидов не существует. Точка!

Michelin, как идеальный бизнес