Кондитерская «Север-Метрополь» открылась в Петербурге в дилерском центре Skoda группы компаний «Сигма» на Васильевском острове. Под кафе-кондитерскую старейшего в городе бренда арендовано 154 м2 на втором этаже автосалона. Шоурум нового автоцентра занимает 409 м2, сервисная зона разместилась на площади 532 м2. Инвестиции в проект составили более 20 млн рублей.

«И для «Север-Метрополь», и для нас это новое направление. Я думаю, что это перспективно. Сверху открывается отличный вид на наш шоурум. Даже если человек пришел просто с улицы попить кофе, то он может задуматься о покупке автомобиля. И он к нам вернется», — говорит генеральный директор ГК «Сигма» Алексей Мандзюк. По его словам, кафе рассчитано не только на посетителей салона и покупателей машин, но и на жителей этой части Васильевского острова.

В компании «Север-Метрополь» пояснили, что инициатива открытия кафе в дилерском центре исходила от ГК «Сигма», желание сотрудничать стало взаимным.

Развитием кафе «Север-Метрополь» будет заниматься самостоятельно. «Мне кажется, нужно выбрать и заниматься чем-то одним, ты или продаешь машины и занимаешься послепродажным облуживанием, или делаешь кафе», — подчеркивает Алексей Мандзюк.

   

Рейтинг топ-10 российских сетей кофеен смотрите здесь


Успешная коллаборация

Тренд на открытие центров в формате «автосалон + кафе» пришел из Москвы. Но в столице аналогичные проекты развиваются по другой финансовой модели. Год назад ГК «Фаворит Моторс» приобрела франшизу сети кофеен «Шоколадница» и открыла кафе в салоне «Автопрага» на 3-м км МКАД. Сообщалось, что франшиза обошлась дилеру в 60 млн рублей, ее рассчитывали окупить за 3,5 года.

«Сотрудничеством мы очень довольны. За счет коллаборации «Шоколадницы» и «Шкоды» дилерский центр в первый месяц работы по количеству проданных автомобилей вышел на показатели продаж автосалонов, которые работают 2-3 года. Гости едут как в «Шкоду», так и в «Шоколадницу», поэтому количество посетителей в принципе гораздо больше, чем если бы стояла одна «Шкода», — рассказал руководитель департамента франчайзинга ГК «Шоколадница» Максим Трубников. Он уверен, что за подобным сотрудничеством большое будущее. «Сегодня мы ведем переговоры с другими партнерами по открытию подобных форматов в других городах», — сообщил Максим Трубников.

В декабре 2019 года «Фаворит Моторс» открыл второй кобрендовый салон. Также по франшизе в салоне KIA на Ленинском пр. разместили кофейню Coffeeshop Company.

«Coffeeshop Company высоко ценит партнерство с компанией «Фаворит Моторс» и рассматривает наш совместный проект как пример win-win-решения. Клиенты дилерского центра KIA получают возможность насладиться качественным венским кофе, KIA усиливает лояльность к своему бренду, Coffeeshop Company развивает новый канал продаж и коммуникации», — пояснил директор по франчайзингу Coffeeshop Company Алексей Сивак-Патрианц.

В «Фаворит Моторс» не ответили на запрос.

Падающий рынок

В 2019 году продажи новых машин на российском авторынке снизились на 2,3%, до 1 млн 759 тыс. Ассоциация европейского бизнеса прогнозирует, что в 2020 году продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России продолжат падение. Ожидается, что будет реализовано 1,72 млн машин, на 2,1% меньше, чем в прошлом году. Пессимистичные прогнозы учитывают текущую экономическую ситуацию: доходы россиян не растут, а меры господдержки через программу льготного автокредитования недостаточны.

   

О том, почему падают продажи автомобилей можно почитать здесь


На этом фоне автодилеры ищут новые способы привлечения покупателей. Развитие дополнительных, непрофильных сервисов на базе автосалонов — один из них.

«Основная задача дилеров — создание точек привлечения клиентов. Но сложно поверить, что я поеду в какой-то салон по причине, что там есть именно то или иное кафе. Время рассудит. Идея хорошая, как отреагирует посетитель — тоже вопрос времени. В любом случае выигрывают все стороны: дилер создает точку притяжения (и в любом случае нужно кафе), потребитель может утолить жажду в кафе известной сети, сама сеть кафе получает большую узнаваемость», — считает генеральный директор аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

«Одна из проблем кофеен и кондитерских внутри дилерских центров — это посещаемость. В кафе нужен как минимум один сотрудник, который будет стоять за кассой. Такой работник стоит минимум 1,5 тыс. рублей в день. Чтобы кафе окупилось, даже при условии, что арендная плата символическая, нужно продать минимум на 3-4 тыс. рублей в день. Значит, при среднем чеке 200 рублей нужно не меньше 20 клиентов. С учетом хорошей конверсии из посетителей в покупателей нужно, чтобы в автосалон зашли не менее 60 человек», — приводит расчеты эксперт авторынка, управляющий партнер Университета продаж Виталий Новиков. По его прогнозам, открытие кафе имеет смысл только в тех автосалонах, где есть хорошая проходимость, куда будут приходить жители с соседних улиц. «В автосалон на КАД ради чашки кофе с десертом никто не поедет», — уверен Виталий Новиков.

Эксперты сомневаются, что расчет на то, что посетители кафе со временем купят машину именно в этом салоне, себя оправдает. «В текущей рыночной ситуации, как бы ни старались дилеры внедрить какие-то фишки, направленные на отличную от конкурентов коммуникацию и отстройку от них, всё же большее значение имеет цена на автомобиль в договоре», — настаивает Михаил Чаплыгин.