В июле индекс среднего чека составил 496 рублей, по сравнению со значением прошлого года он снизился на 1,4%, или на 7 рублей. Таким маленьким средний чек не был уже более 2 лет — с марта 2016 года, сообщил исследовательский холдинг «Ромир».

Средний чек снижается четвертый месяц подряд. По сравнению с июнем он уменьшился на 17 рублей, а с учетом официальной инфляции за июль (0,3%) — на 3%.

В Москве средний чек сократился на 1,2%, до 677 рублей, в отличие от Петербурга, где падение было более резкое — на 7%, 636 рублей.

В других городах-миллионниках средний чек за месяц снизился на 3%. Больше всего этот показатель упал в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн — на 7,3%. В городах с населением менее полумиллиона жителей средний чек уменьшился всего на 0,7%.



Среди разных типов торговых точек увеличить средний чек удалось только магазинам традиционной торговли. Правда, рост составил всего 4 рубля — до 236 рублей. В остальных торговых точках показатели упали. Больше всего падение было в гипермаркетах — на 9%, до 741 рубля, в супермаркетах снижение составило 4,8%, до 347 рублей, в дискаунтерах — на 3,4%, до 340 рублей.

Средний чек снижался в семи из восьми федеральных округов и почти во всех типах торговых точек, кроме магазинов традиционной торговли. Рост среднего чека в июле был только в Северо-Кавказском федеральном округе — на 92 рубля.

В Южном федеральном округе жители тратили за один поход в продуктовый магазин 423 рубля (снижение на 7,6%), в Дальневосточном — 442 рубля (-7,5%), в Северо-Западном — 564 рубля (-7,4%). В других регионах падение индекса было менее значительным. В Сибирском федеральном округе средний чек составил 409 рублей (снижение 4%), в Приволжском — 415 рублей (-3,7%). В Уральском федеральном округе средний чек в июле снизился на 1,8%, до 436 рублей, в Центральном округе изменения оказались самыми минимальными — средний чек снизился всего лишь на 0,3%, до 599 рублей.

По словам генерального директора INFOLine Ивана Федякова, снижение среднего чека связано с несколькими факторами: традиционный спад торговли в летний период, низкая инфляция, свой урожай (в большей степени это касается регионов), но самая главная причина — это агрессивные акции сетей. Наиболее активно в этом отношении себя вела сеть «Магнит», отмечает эксперт, предполагая, что такая политика была связана в том числе со сменой менеджмента ретейлера.

Однако постоянные акции — это рыночная проблема, и этим грешат все продуктовые сети. Цены на некоторые категории товаров порой ниже на 15-40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

За первое полугодие некоторые публичные ретейлеры показали снижение Like-for-like (динамика сопоставимых продаж). Так, у «Магнита» этот показатель снизился на 4,5%, у «О’Кея» — на 2,3%. LFL у X5 Retail Group вырос всего на 0,8% в целом по компании, а средний чек — на 0,6%. Причем в сети «Пятерочка» сопоставимые продажи снизились на 0,1%, трафик упал на 0,3%, средний чек вырос на 0,2%.

Иван Федяков отмечает, что, глядя на данные «Ромир», нельзя говорить о том, что у потребителей плачевное состояние финансовых дел. «Да, 15% населения по-прежнему живет за чертой бедности, но в этом году впервые за долгие годы побит рекорд по авиаперевозкам. В первом полугодии было перевезено почти 50 млн человек. По итогам года будет перевезено почти 100 млн человек. Самый большой показатель был в 1991 году, когда российские авиакомпании перевезли чуть более 90 млн человек. Растет также и импорт автомобилей — на 22% за полугодие. Это говорит о том, что у населения не так все плохо с финансами», — подчеркивает Иван Федяков.