В Петербурге действуют самые жесткие в России требования к размещению вывесок на фасадах зданий. Эпопея с вывесками началась в январе 2017 года, с принятием нового документа, в котором установили более жесткие требования к вывескам и наружной рекламе. Постановление №40 об эстетических регламентах объектов и элементов ограничило максимальную высоту настенных вывесок 55-62 см. Перечень разрешенных шрифтов для них не учитывал особенности товарных знаков и логотипов брендов. Требования сделали одинаковыми для исторического центра и для спальных районов и пригородов, вне зависимости от размера зданий. Вывески, у которых истекает срок действия разрешений, нужно было менять на новые, в несколько раз меньше прежних. Новым требованиям не соответствует около 80% вывесок в городе. Полная замена вывесок на петербургских торговых центрах обойдется в 1 млрд рублей, подсчитали крупнейшие владельцы торговой недвижимости в городе — ХК «Адамант», Fort Group и «Галс-инвест девелопмент». Если на магазинах, расположенных на первых этажах жилых домов, вывески нового формата еще можно разглядеть, то на крупных торговых объектах, отдельно стоящих гипермаркетах или торговых центрах мини-вывески теряются на фасаде. Ретейлеры жаловались, что посетителей становится меньше, выручка падает на 30-40%.

Попытки договориться с властями и переписать постановление №40, убрав оттуда самые спорные нормы, предпринимались бизнес-сообществом в несколько заходов. Но только в середине июля 2019 года КГА представил пакет поправок, которые они готовы внести в документ. Чиновники разделили районы города на две части. Так, в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском, Московском, Пушкинском, Петродворцовом, Кронштадтском районах максимальную высоту вывесок в виде отдельных букв оставили прежней — не более 0,55 м. В Приморском, Выборгском, Курортном, Калининском, Невском, Красногвардейском, Фрунзенском, Колпинском, Кировском, Красносельском районах ее разрешили увеличить до 0,75 м. Предусмотрели отдельный порядок согласования проектов размещения вывесок для всего фасада здания. Это позволит увеличить габариты вывесок, максимальный размер которых может составить 1,65 м, но не более 1/15 от высоты здания. Устанавливать пилоны и стелы разрешили только автодилерам, автозаправкам и ресторанам формата drive-in (автокафе).

Косметические правки

Реакцию бизнес-сообщества на эти предложения можно описать одним словом — «разочарование». Большинство их предложений не были учтены. Поправки назвали «косметическими» — они не снимают большинство проблем. Крупные ретейлеры настаивали на более радикальных изменениях. В частности, увеличить размер вывесок до 75 см в центральных районах, а также на территориях зон охраны объектов культурного наследия в Московском районе и пригородах. В спальных районах повысить размер вывесок до 1 м. Максимальную высоту вывесок на крышах отдельно стоящих магазинов, рынков и торговых центров предлагают увеличить до 4-6 м. Позволить торговым и бизнес-центрам размещать отдельно стоящие конструкции — информационные стенды, пилоны и стелы. Также наставали на том, чтобы вернуть возможность устанавливать вывески на козырьках.

Фактически бизнес-сообщество поставили перед выбором: согласиться с незначительными изменениями или запустить заново полный цикл согласований. По самым оптимистичным прогнозам, это займет несколько месяцев. Ради этого на сайте КГА запустили онлайн-голосование, где можно было выбрать один из двух вариантов, однако его результаты чиновники не признали. «Зафиксированные подключения к процессу голосования сервисов накрутки голосов не позволяют говорить об объективности полученных данных», — сказано в сообщении КГА.

Совещания, на котором с представителями торговых сетей, автодилерами, крупными сетями общепита и владельцами коммерческой недвижимости обсуждали, как лучше откорректировать эстетический регламент, собирали трижды. В четверг, 8 августа, состоялось совещание, которое должно было стать итоговым, но договориться не удалось.

Как стало известно MarketMedia, председатель КГА Владимир Григорьев убеждал представителей бизнеса свернуть дискуссию. По его словам, нужно принимать поправки в документ как можно быстрее — в нем учтены варианты, против которых большинство не возражает, по увеличению габаритов вывесок, по мобильной торговле, по согласованию отдельных проектов фасада. Внесение значительных изменений в проект, по словам главы КГА, ущемит права тех предпринимателей, которые были согласны работать по действующему постановлению. По новым правилам за два с лишним года было согласовано 3 тыс. вывесок.

Председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели уверена, что в таком виде документ принимать нельзя: «Вопрос не урегулирован, пока учтено не более 10% поданных предложений». Она напоминает о поручении врио губернатора Александра Беглова к 1 сентября 2019 года принять новый поправки к постановлению №40 с учетом мнения предпринимательского сообщества.

Глава комитета по торговле Торгово-промышленной палаты Петербурга Ольга Волкова отмечает, что удалось договориться о разграничении требований к вывескам по районам. «В Московском и Пушкинском районах выделены зоны, в которых будут действовать исключения из общих правил, вернули право размещать вывески на козырьках и возможность устанавливать консоли. Пожалуй, это все из позитивных моментов. Предприниматели по-прежнему не согласны с тем, что за пределами исторического центра для вывесок разрешена максимальная высота до 75 см. Это слишком мало, нужно увеличивать этот размер. Есть опасения насчет согласования проектов вывесок для всего фасада. Такой практики пока нет, предприниматели не понимают, как это будет реализовано», — говорит Ольга Волкова.



От отсутствия правил игры страдают все, но это не значит, что мы готовы соглашаться на плохие правила. Сейчас трудно оценить, какие именно предложения, озвученные бизнесом, были включены в проект обновленного проекта постановления №40 — нам никто их не прислал заранее — так что все поправки мы вынуждены были воспринимать сегодня прямо на совещании, «с голоса». Что для юридического документа неприемлемо. Но уже очевидно, что в отношении, например, крышных вывесок КГА непреклонен, и нас хотят вынудить их делать одинаково мелкими — что на Невском, что в промзоне Шушары. И никаким «индивидуальным проектом» это будет не исправить — такая возможность исключена. Отсутствие общего дифференцированного подхода КГА предлагает решать частными исключениями, добавляя отдельные улицы и проспекты в Постановление. Так что документ обречен на постоянные правки. По сути, мы в ситуации шантажа: не хотите принять эту редакцию, ждите минимум год, все это время платя штрафы за несогласованные конструкции, по 100 000 рублей за каждую, плюс расходы на демонтаж. Замена же вывесок - это минимум 2 млн рублей на один магазин. Поэтому понятна позиция тех, чьи интересы в результате двухлетней борьбы были учтены в постановлении — им выгодно, чтобы оно как можно быстрее было принято. Ретейлу повезло меньше, наши предложения КГА не учел. Поэтому мы продолжим добиваться внесения наших правок, ибо считаем их адекватными и аргументированными.