Промовойны ретейлеров избаловали потребителя. Он уже практически перестал воспринимать обычную цену как нормальную. В результате лояльность потребителей к конкретным сетям и брендам все сильнее размывается, заявил президент холдинга «Ромир» Андрей Милехин.
Он отметил, что бизнес ищет новый ключ к лояльности потребителя, изучая его потребности, персонализируя подход. «Самые успешные программы лояльности в ближайшем будущем будут строиться уже не на максимальных скидках, а на персонифицированных предложениях, базирующихся на предпочтениях конкретного покупателя», — уверен Андрей Милехин.
По его данным, главными тревожными факторами для россиян уже много лет остаются повышение стоимости товаров и услуг (это волнует 72% населения) и проблема бедности и низких доходов (62% опрошенных). Далее следуют коррупция, безработица и проблемы ЖКХ.
«Эта ситуация оказывает влияние и на потребительское мировоззрение россиян: 40% считают, что страна пребывает в кризисе, а 46% ощущают некоторые экономические трудности. 43% россиян заявили, что им хватает денег лишь на самое необходимое — еду и одежду. Лишь 33% наших сограждан могут позволить себе основную бытовую технику, но покупка автомобиля для них — недоступная роскошь. А каждый десятый житель России сообщил, что его семье хватает денег только на пропитание. Такая картина финансового положения российских семей почти не меняется на протяжении 10 лет. И, согласно опросам, россияне не рассчитывают на кардинальные изменения в горизонте 5-10 лет», — сообщил Андрей Милехин.
Мнение экспертов "Ромир" о том, каким будет потребитель ближайшего будущего читайте здесь.
Тем не менее, согласно данным последнего опроса «Ромир», за 2018 год россияне увеличили свои расходы практически во всех категориях.
Больше всего увеличилась доля россиян, потратившихся на покупку одежды и обуви, — с 30 до 51%. Драйверами роста в этой категории стали молодые респонденты 18-24 лет — среди них 68% тратили на одежду в 2018 году.
В 2 раза выросла доля россиян, потратившихся на медицинские услуги, — с 15 до 31%. В основном такой вариант ответа указывали женщины и респонденты старше 60 лет.
Каждый пятый россиянин (21%) потратил существенные средства на отдых. Таким образом, число россиян, выделивших существенные средства на путешествия, выросло вдвое по сравнению с предыдущим, 2017 годом и вернулось к показателю 2014 года.
Ремонтом квартиры или загородных домов и дач в 2018 году занимались 13%, что на 4% больше, чем в предыдущий период. Аналогичный рост на 4% — с 7 до 11% — зафиксирован и в вопросе покупки новой мебели. То есть и в этом случае показатели вернулись на докризисный уровень 2014 года.
Исключением стала бытовая техника и электроника, которая уже третий год подряд демонстрирует отрицательную динамику, — расходы на нее снизились с 13% в 2016 году до 7% в 2018-м. Зато число респондентов, купивших новые смартфоны, увеличилось ощутимо — с 9% в 2017 году до 15% в 2018-м.
При этом число россиян, купивших авто в прошлом году, незначительно, но сократилось по сравнению с предыдущим годом - с 4 до 3%. При этом логично выросло число тех, кто тратил значительные средства на ремонт авто, — с 6% в 2017 году до 10% в 2018-м. То есть россияне предпочитали вкладывать деньги в ремонт, но не в покупку.
В рамках статистической погрешности выросло количество россиян, потратившихся на образование (с 8 до 9%) и развлечения (с 6 до 7%). А доля респондентов, покупавших ювелирные изделия, в прошлом году выросла до 3%, что сопоставимо с показателем 2015 года и выше уровня двух предыдущих лет.
Если говорить о планах на крупные покупки на ближайшие полгода, то россияне традиционно декларируют отсутствие таковых либо заявляют о намерении по снижению своих потребительских аппетитов. Каждый четвертый опрошенный (25%) заявил, что не собирается тратить деньги на крупные покупки. Также россияне планируют значительно снизить расходы на одежду, медицину, отдых, покупку смартфонов, заключили эксперты "Ромир".