Ретейлеры — доминирующие пользователи логистической и складской недвижимости. В столичном регионе они формируют 41% спроса. Но в последнее время бизнес, который развивает склады, делает особую ставку на бурное развитие e-commerce, оборот которой в России в прошлом году, по данным Ассоциации компаний интернет–торговли, достиг 1,74 млрд рублей, или 5% от общего оборота ретейла в стране (для сравнения: на развитых мировых рынках доля e-commerce составляет 20-25%). 

Только за прошлый год объемы e-commerce в России выросли на 59%, в 3 раза больше звучавших ранее прогнозов. В этом году ожидается рост на 20%. А за 5 лет — с 2014 по 2019 год — обороты интернет-ретейла в России, по прогнозу экспертов, увеличатся в 5 раз.

Как развивается интернет-торговля в России можно прочитать здесь.



Но запросы интернет-ретейлеров на складские площади растут не так быстро. Как заявил исполнительный директор Radius Group Захар Вальков на конференции «Коммерческая недвижимость: перезагрузка», пока доля интернет-ретейлеров в поглощении складской недвижимости невелика — не более 8%.



«Многие игроки складского рынка ожидали повального спроса со стороны таких ретейлеров и стремительного роста их активности. Но говорить, что e-commerce уже доминирует и формирует основной спрос на склады в России, пока рановато», — заявил он.

Интересно, что сами сделки интернет-ретейлеров на складском рынке обычно крупные — объем лотов, которые они запрашивают и в итоге берут, по словам Захара Валькова, составляет 80-100 тыс. м2. «Мы видим, как крупные игроки e-commerce заново выстраивают свою фулфилмент-платформу, заново ее автоматизируют, и им под это нужны большие площади», — поясняет он.

Сколько складов в Москве могут удовлетворить спрос онлайн-ретейлеров, можно прочитать здесь



Интернет-торговля, по словам Захара Валькова, меняет сами склады: онлайн-ретейл заточен на автоматизацию и роботизацию складов. Меняет e-commerce и сам рынок логистики. «Если в традиционной рознице движение товара происходит от производителя через региональный распределительный центр, а затем на местный склад и оттуда — в розницу, то интернет-ретейл замкнут на фулфилмент-центр. И оттуда в зависимости от типов потребителей товар отгружают либо на склад последней мили, либо напрямую потребителю, либо курьерам или в постаматы. Изменившийся запрос меняет сегмент», — отметил эксперт.

Пока логистика для e-commerce, по его словам, в России находится на начальной стадии развития: страна сильно отстает от пионеров интернет-ретейла — стран Западной Европы, Америки и Азии. «Чтобы их догнать, по моим оценкам, потребуется 5-10 лет», — говорит Захар Вальков.

Эксперты уверены, что спрос на склады со стороны интернет-торговли будет расти. «Но этот рост, скорее всего, будет поступательным, и будет отставать увеличение доли e-commerce в оборотах самого ретейла. Похожий сценарий мы недавно наблюдали в странах Восточной Европы. А все, что происходит там, с некоторым временным лагом приходит и к нам», — говорит Захар Вальков.