Компания Focus (стартап компании Watcom, специализирующейся на анализе посетительских потоков) опросила арендаторов и представителей торговых центров с помощью голосования. Как выяснилось, большинство торговых центров (71% респондентов) считают, что арендаторы занижают свои обороты. В свою очередь, большинство (67%) ретейлеров уверены, что торговые центры завышают свою посещаемость.

При этом и те и другие сходятся во мнении, что торговый центр должен не только контролировать эффективность работы арендаторов, но и помогать им управлять. Так, 86% опрошенных (и ретейлеры, и девелоперы) считают, что ТЦ должен делиться с арендаторами всей информацией для повышения эффективности управления. Более того, как замечают исследователи, многие уже предпринимают попытки совместного управления: у 49% респондентов они успешные, у 37% — не очень. И это говорит о том, что постепенно отношения между ретейлерами и торговыми центрами переходят на партнерский уровень.

Мнения по поводу развития рынка торговой недвижимости разошлись. Так, компании, которые стремительно развиваются, считают, что «дно» уже пройдено, впереди только рост. А компании, у которых дела идут «не очень хорошо», напротив, считают, что рынок ждет стагнация и депрессия. При этом, судя по опросу, большинство компаний не боятся экспериментировать и внедрять инновационные технологии в своем бизнесе. Видимо, экономическая ситуация вынуждает их постоянно искать точки роста, замечают исследователи. Часть респондентов полагают, что будущее торговой недвижимости уже наступило и рынок движется в направлении эмоционального шопинга и развлечений. Хотя есть и те, кто считает, что вся торговля перейдет в онлайн, а торговые центры станут «примерочными» и местом выдачи онлайн-покупок.

Управляющие компании ТРК сегодня должны договариваться с арендаторами работать по схеме «фиксированная оплата плюс процент с оборота». Те магазины, которые будут платить меньший процент, автоматически их заменять теми, кто генерит лучшие продажи. Если есть прозрачные отношения, торговые центры предоставляют нам рейтинги по продажам арендаторов, мы видим, что происходит с продажами у всех в этом торговом центре (выборка предоставляется обезличенно, например по сегментам арендаторов, по зонам и т.д. — Ред.), сколько людей к нам заходит, в какие дни, мы видим продажи своих конкурентов. Если торговый центр будет прозрачно работать со своими ретейлерами, то это поможет им принимать решения по работе с арендаторами — давать скидку или нет, как выглядят продажи у этого магазина на фоне другого, торгующего похожим товаром. Эти рейтинги демонстрируют, какой ценовой сегмент показывает хорошую динамику продаж. И если, например, средний сегмент в целом торговом комплексе плохо продается, то лучше расстаться, а не мучить друг друга. Хороший пример такой прозрачной работы у аутлетов. (Из выступления на панельной дискуссии, организованной MarketMedia в рамках MAPIC Russia 2019)


Управляющая компания сейчас не может просто сдать площадку в аренду и забыть об арендаторе. Это уже не работает. Также как и ретейлеры не могут вести деятельность в отрыве от торгового комплекса. Обмен информацией — важная составляющая взаимодействия арендатора и арендодателя. Поэтому, безусловно, стороны стремятся взаимодействовать в одном информационном поле. Чаще всего операторов интересует посещаемость объекта, маркетинговая активность, рейтинги продаж по ТРК или определенному профилю. Часть таких показателей может лежать в основе мотивационной системы команды магазина. Некоторые управляющие компании, помимо предоставления информации, проводят обучающие семинары, как правило, для небольших компаний.