Эксперты Nielsen в крупнейших розничных сетях России проанализировали несколько категорий товаров повседневного спроса, каждая из которых находится на разном этапе адаптации тренда на здоровый образ жизни.

Проверяли каши, готовые завтраки (хлопья, гранолы, мюсли) и йогурты, а также более эмоциональные и импульсные товары — фруктовые соки и чипсы.



Эксперты установили, что в этих пяти категориях товаров не менее 29% продаж приходится на продукты, которые содержат на упаковке заявление о натуральности. Чаще всего, согласно данным аналитиков, люди покупают товары с обозначением «без добавок» (18% сделок в денежном выражении). Но активнее всего — на 39% за год — выросли покупки товаров с обозначениями «био», «натуральный», «эко». Также значительно за год увеличился темп продаж продуктов «без глютена» (на 25%), «без ГМО» (на 50%), «для веганов» (на 102%).

Интересно, что указания натуральности на тех же соках со временем становятся более детальными. Если раньше на них писали «без красителей», «без консервантов», то теперь также пишут «содержит калий», «из настоящих фруктов», «без искусственных красителей», «рекомендовано российской диетической ассоциацией» и другие.



Эксперты говорят, что это соответствует общемировому тренду: на рынках, где здоровое питание распространено шире, больший рост показывают те продукты, которые используют более специфические заявления. Например, в США продажи товаров, обозначенных просто как «выращенный на ферме», показали в прошлом году отрицательную динамику (-19%), а товары с более подробным описанием, например «выращенный на траве», «свободного выгула», «без причинения вреда дельфинам», увеличили продажи за год на 24%, 22% и 4% соответственно.

Даже в категории чипсов есть игроки, которые расширили ассортимент, запустив новинки с меньшим содержанием жиров или без ГМО. Продажи чипсов, на упаковке которых содержатся указания меньшей вредности, выросли почти вдвое — на 79% в натуральном выражении, 93% — в денежном, отмечают эксперты Nielsen.

Опросы показывают, что здоровье — одна из основных причин беспокойства российских потребителей. Этот тренд оказывает ощутимое влияние на рынок: на полках магазинов все чаще появляются фермерские и натуральные товары, на рынок выходят компании, которые онлайн продают мил-киты со здоровым питанием и детокс-наборы, увеличивается число потребителей, которые частично или полностью меняют свой рацион по диетическим соображениям. Потребление продуктов без ГМО, растительного молока, товаров для веганов растет стремительно — в 2-3 раза в год. И, судя по динамике продаж натуральных товаров, тренд на здоровый образ жизни только усилится. Производители все активнее используют тренд ЗОЖ и все чаще прямо говорят о преимуществах продукта, вынося указания о натуральности на лицевую сторону упаковки. Они расширяют ассортимент, и все больше успешных новинок содержат указания экологичности. На рынке FMCG еще много места для нишевых предложений. Примечательно, что потребитель готов приобретать натуральные товары даже по более высоким ценам, если производителю удается обеспечить их высокое качество и донести до покупателя преимущества продукта.