За три квартала текущего года в Москве предложение рынка торговой недвижимости увеличилось на 128 тыс. м2 арендопригодной площади (GLA), подсчитали эксперты CBRE. В том числе в III квартале — на 31 тыс. м2. С начала года в столице был открыт один районный детский торговый центр («Улей», GLA — 6,8 тыс. м2) и завершены две фазы уже действующих проектов («Времена года» с GLA 6 тыс. м2 и «Видное Парк» с GLA 18,2 тыс. м2).

Объем введенных торговых помещений составил 41% от того, что девелоперы заявляли к открытию в этом году. Так что оставшиеся 59%, судя по всему, будут вводить в течение единственного оставшегося предновогоднего квартала. Это выпадает из динамики последней пятилетки, когда на последнюю четверть года традиционно приходилось лишь около трети годового показателя открытий. И есть вероятность, что по итогам года все-таки будет открыто значительно меньше торговых объектов, чем планировалось.



Доля свободных торговых площадей в Москве по итогам III квартала 2018 года составила 8,1%, что на 0,3% ниже по сравнению с предыдущим кварталом. И такая динамика в сегменте, по данным CBRE, наблюдается в течение последних 2 лет.

К концу 2018 эксперты прогнозируют снижение уровня вакантных площадей в торговых комплексах Москвы с 8,1% до 7,5-8%, что обусловлено активным заполнением ретейлерами действующих торговых центров и высоким процентом подписания договоров аренды в планируемых к открытию комплексах до окончания их строительства.

Доля новых объектов 2018 году в общем предложении торговых площадей на рынке Москвы невысока (2,9%) и существенно не повлияет на общую долю вакансии, отмечают эксперты.

«Низкий ввод ТРЦ, помимо макроэкономических факторов, связан с изменением формата моллов – все больше вводится инфраструктурных проектов площадью 15-30 тыс. м2 на ТПУ, где часть площадей отдана под офисы и апартаменты. В нашей компании создано отдельное подразделение, которое занимается именно такими объектами. А их наполнение сильно отличается от классического ТЦ и идет по своим законам», — говорит руководитель направления аренды торговых помещений по Москве и Московскому региону CBRE Александра Чиркаева.

На рынке Петербурга с начала года были аналогичные тренды. По данным экспертов компании Maris, за три квартала этого года предложение торговых площадей в городе выросло на 87 тыс. м2. Начали работать гипермаркет спортивных товаров Decathlon (4,8 тыс. м2), мебельный центр «Богатырь» (45,5 тыс. м2) и центр интерьерных решений Villa арендопригодной площадью 23 тыс. м2 (до реконцепции — ТЦ «Подсолнух»). Кроме того, на 1,5 тыс. м2 увеличилась площадь торгового центра «Гарден сити», открылся ТЦ «Парнас сити» (10 тыс. м2) и была введена в эксплуатацию вторая очередь Outlet Village Пулково (тоже почти 10 тыс. м2). И до конца года ожидается открытие еще одного комплекса на Индустриальном проспекте площадью 12,5 тыс. м2.

«Последние два года торговую недвижимость в Петербурге строят неактивно. Но некоторые проекты анонсированы. «Адамант» собирается строить вторую очередь ТРЦ «Варшавский Экспресс» на Обводном канале. Финская SRV планирует начать строительство второй очереди ТРЦ «Жемчужная плаза» на Петергофском шоссе. И ждет своего часа запуск проекта торгового центра Hollywood на Коломяжском проспекте. У рынка, на мой взгляд, есть потенциал, несмотря на высокую насыщенность. И новые проекты (заявленные уж точно) будут востребованы», — отмечает руководитель отдела исследований рынка недвижимости УК Maris в ассоциации с CBRE Наталия Киреева.