Один из крупнейших мировых владельцев торговых центров Westfield, представляя общественности свое видение торговых центров будущего, предложил устраивать там комнаты тишины для отдыха, прокладывать реки, через которые посетители смогут попадать внутрь на лодках, а также устанавливать умные туалеты, выдающие информацию, какие продукты вам необходимы. Конечно, большая часть новых ТРК пока продолжает строиться по традиционным схемам, мир меняется так быстро, что, возможно, проекты, от которых сегодня сносит крышу, станут нормой уже завтра. Или даже раньше!


Один из семи вокзалов Парижа — Gare du Nord

Один из семи вокзалов Парижа — Gare du NordФото предоставлено пресс-службой

1. Гольф на крыше
На крышах торговых центров уже давно устраивают парковки, зеленые зоны и даже высаживают огороды. Компания Ceetrus семьи Мюлье (владельцы Auchan, Leroy Merlin и Decathlon), получив право реконструкции одного из семи вокзалов Парижа — Gare du Nord, — решила пойти дальше и расположить там открытые спортивные площадки, поле для гольфа и тропинку для пробежек длиной 1 км. По последним экологическим стандартам на крыше также будет установлено 3200 м2 солнечных батарей. В общей сложности площадь зеленых насаждений в здании составит 7700 м2. Кроме того, в комплексе будет создан концертный зал площадью 1600 м2, около 2000 м2 культурного пространства и еще около 5000 м2 займет зона коворкинга.
Всего, согласно проекту, после всех преобразований площадь крупнейшего вокзала Европы должна будет увеличиться с нынешних 36 тыс. до 110 тыс. м2 (коммерческих помещений — с 10 тыс. до 50 тыс. м2), объем инвестиций оценивается в 600 млн евро. Завершить его планируется к 2024 году.


Торговый центр Ginza 6 от LVMH
Торговый центр Ginza 6 от LVMHФото предоставлено пресс-службой

2. Высокое искусство
Крупнейший производитель товаров класса lux LVMH в прошлом году открыл в Токио торговый центр Ginza 6, совместный проект с японской Mori Building Company. Помимо зеленой крыши и роскошных интерьеров организаторы решили устраивать там регулярные художественные выставки (благо компания Mori Building владеет еще и собственным музеем современного искусства). Так, к примеру, в честь открытия была устроена выставка Яеи Кусама, одной из самых дорогих из ныне живущих художников. Кроме того, владельцы Ginza 6, в котором более 240 бутиков, включая 10 брендов LVMH, пообещали устраивать в торговом центре выступления японского театра Но.


The East Shopping Centre
The East Shopping CentreФото предоставлено пресс-службой

3. Азиатский шик
Не только европейские компании активно выходят на азиатский рынок, наблюдается и обратный эффект — восточная культура, товары, мода и кухня становятся все более интересны западным странам. В Лондоне в 2015 году открылся первый специализированный азиатский торговый центр — The East Shopping Centre. В нем около 35 бутиков, включая магазины национальных свадебных нарядов, а также 17 традиционных азиатских лавочек souk. Владельцы комплекса надеются привлекать на европейский рынок новые азиатские бренды. Единственно, стоит учитывать, что находится ТРК в районе с большим количеством выходцев из Южной Азии, то есть во многом ориентирован все-таки на них.


ТК More Mall в городе Ханчжоу
ТК More Mall в городе ХанчжоуФото предоставлено пресс-службой

4. Интерактив
До летающих дронов, помогающих вам нести покупки, еще не дошло, но многие передовые компании уже готовы вводить новые технологии шопинга, которых уже создано предостаточно. В апреле прошлого года Alibaba group открыла свой первый собственный торговый центр, который стал воплощением объединения онлайна и офлайна. В нем пять этажей, территория застройки — 40 тыс. м2. Построенный в ультрасовременном стиле ТК More Mall в городе Ханчжоу, где расположена штаб-квартира компании, оснащен различными интерактивными технологиями: смарт-зеркалами для тестирования макияжа, виртуальными комнатами для подгонки — в общем, всем тем, что Alibaba представляла в своем экспериментальном офлайном магазине New Retail Interactive Store в одном из действующих ТК в Ханчжоу.


ТК Westfield Valley Fair в Силиконовой долине
ТК Westfield Valley Fair в Силиконовой долинеФото предоставлено пресс-службой

5. Имитация стрит-ретейла
Выше мы говорили о видении будущего торговых центров от компании Westfield, а теперь можно посмотреть, что она реально делает сама в одном из своих крупнейших ТК Westfield Valley Fair в Силиконовой долине. В данный момент там полным ходом идет реновация стоимостью больше $1 млрд. Удивительно, но на эти деньги компания решила реку не прокладывать, но добавила в проект подсвеченные фонтаны, пальмы, оливковые деревья и открытую террасу с 10 ресторанами под открытым небом. Компания также решила максимально приблизиться к эффекту улиц и перемешать магазины, рестораны и развлекательные центры, отказавшись от их традиционного разделения по этажам. В центре аллей будут зоны отдыха, увеличится объем открытого пространства. Все будет устроено таким образом, чтобы покупатель сам не понимал, как оказался в магазине. Кроме того, будет увеличена азиатская экспозиция.


Город-спутник Парижа Europa City
Город-спутник Парижа Europa CityФото предоставлено пресс-службой

6. Большая деревня
В имитации стрит-ретейла можно зайти достаточно далеко. Еще один мегапроект группы Auchan совместно с китайскими инвесторами — это строительство города-спутника Парижа Europa City. Решив создать там гигантскую торговую зону, проект столкнулся с активным протестом местных фермеров, после чего компания пообещала, что не будет строить «вульгарный мультиплекс» и вместо одного высокого здания построит открытую малоэтажную торговую галерею. При этом магазины будут окружены парками развлечений и разбавлены культурными пространствами. Всего площадь застройки составит около 80 га, площадь торговых зон — 150 тыс. м2. Начать строительство планируется в 2020 году, и до этого момента авторы должны будут доработать концепт. К слову, примеры, когда вместо одного многоэтажного торгового центра строилась целая прогулочно-торговая зона, имитирующая маленькие магазины, были и раньше — так, например, выглядит подобное пространство в Bercy. Построена BercyVillage была еще в начале 2000-х.


Berlin Bikini
Berlin BikiniФото предоставлено пресс-службой

7. Уют дерева
Ну и последний торговый центр, на котором хотелось бы остановиться, — это Berlin Bikini. Он был открыт после реновации в 2014 году, однако отличается от большинства вышеперечисленных, и поэтому захотелось поговорить о нем отдельно. Его площадь — всего 17 тыс. м2, поэтому создатели решили сделать в нем ставку на уют и частую смену торговой экспозиции. Вместо ультрасовременного дизайна — деревянная отделка, лаундж-зон с диванами — милые подушечки на окнах. С террасы на крыше с садом площадью 7 тыс. м2 открывается вид на зоопарк. Арендаторы Berlin Bikini — преимущественно небольшие магазины, а часть модулей предназначена для торговли pop-up — временных торговых точек, которые открываются на несколько недель или месяцев. Чем ни свежая идея в эпоху гламура и блеска.