«Эвотор» сравнил торговый оборот и количество работающих предприятий малого бизнеса на двух нерабочих неделях ― с 30 марта по 5 апреля и с 6 по 11 апреля ― по отношению к докризисной неделе со 2 по 8 марта.
На второй неделе карантина в стране работало 44,4% торговых точек, а на первой неделе карантина их было 39,5%.

Какие точки открывались
Среди вновь открывшихся больше всего магазинов автотоваров, их число выросло на 26%, до 57,2% от работавших на неделе со 2 по 8 марта, магазинов по продаже стройматериалов выросло на 23%, до 51,2%, инструментов – на 19%, до 51,9%, товаров для дачи – на 19%, до 54,1%, автосервисов – на 23%, до 53% и шиномонтажных сервисов – на 20%, до 64,8%.
В тоже время снизилось количество работавших пивных магазинов и алкомаркетов – на 1%, до 83,4%, билетных касс – на 3%, до 28%, автошкол – 4%, до 74,1%.

Как выросла выручка
Покупательская активность также выросла, а вместе с ней и выручка предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) – на 8,7%. Если на первой неделе карантина торговый оборот едва достиг 35,6% к неделе 2-8 марта, то на второй неделе предприятия МСБ выручили уже почти половину (44,3%) от первой недели марта.

На второй нерабочей неделе по сравнению с первой наиболее заметно увеличилась выручка у магазинов автотоваров – на 36%, стройматериалов – на 32%, сотовой связи – на 33%, инструментов – на 19%, товаров для дачи – на 17%, а в сфере услуг: ЖКХ – на 46%, шиномонтаж – на 58%, автосервисов – на 31%. Торговый оборот уменьшился по таким сегментам, как аптеки – на 2%, до 65,5% (к первой неделе марта), зоомагазины – на 3%, до 83,6%.

Падает выручка и у крупных сетей. «Ажиотажный период прошел, и общее снижение затрат на покупки товаров повседневного спроса с 30 марта по 5 апреля по сравнению с предыдущей неделей (23-29 марта) составило уже 6%», - отметили в GfK Rus.

После высоких продаж в период с 9 по 29 марта, с 30 марта по 5 апреля снизились продажи в формате гипермаркеты и сash&Carry. Если сравнивать 13 (23-29 марта) и 14 недели (30 марта-5 апреля), то оборот этого канала продаж в деньгах снизился на 13%. Объем покупок на 14-й неделе оказался также на 10% хуже, чем на 9-й неделе (с 24 февраля), когда влияния ситуации с коронавирусом еще не ощущалось.

И удивил канал аптеки: после двухзначных темпов роста продаж в течение 9 по 29 марта, на 14-й (30 марта-5 апреля) неделе прирост к 9-й неделе составил всего 2% в деньгах. «Видимо, россияне в целом закупились всеми необходимыми медицинскими товарами. Спрос на противовирусные и иммуномоделирующие препараты сохраняется на высоком уровне, но пик пришелся на 12-ю неделю», - сообщили в GfK Rus.


Что с салонами красоты
Разрешение работать салонам красоты, которое приняли в некоторых регионах, пока мало отразилось на показателях сегмента в целом. Количество работающих салонов выросло на 3,1% по сравнению с первой нерабочей неделей до 8,9% от недели 2-8 марта, а выручка сегмента — на 4,2%, до 14,1%, подсчитали аналитики «Эвотор», прогнозируя, что по итогам недели с 13 по 19 апреля произойдет более заметное оживление. На фоне противоречивой информации о разрешении на работу салонов красоты в Москве число работающих точек в сегменте выросло на 5,9%.

Несмотря на небольшое увеличение и покупательской, и бизнес-активности, по-прежнему не работает больше половины торговых точек малого и среднего бизнеса, а торговый оборот в большинстве сегментов находится на уровне не более 50-60% от докризисной недели. Наиболее пострадавшие сегменты (с падением выручки на 80-90% и более) - это салоны красоты, фитнес-центры, магазины одежды, обуви, парфюмерии, книг, ювелирных товаров, текстиля для дома.

Москва и регионы: что изменилось
В Москве доля работающих предприятий выросла на 2,7%: с 24,1% на первой неделе карантина до 26,9% на второй. В Петербурге на прошлой неделе работало 34,1% точек, в то время как на первой неделе карантина таких было 29,4%.

В ряде регионов после введения послаблений по карантину число работавших предприятий МСБ стало расти. Так, самый большой прирост открытых точек был в Белгородской и Тамбовской областях. 

Товары в рассрочку
Аналитику по своим клиентам проводят и банки. Так, по данным Райффайзенбанка, в марте средний чек в продовольственных магазинах их клиентов вырос в марте на 20% по сравнению с февралем, а в других розничных точках – на 10%. Расходы на транспорт и одежду сократились, зато клиенты больше тратили на спортивные товары. При этом услуги авиакомпаний и отелей предсказуемо вышли из топа самых популярных покупок.

Средний чек в ресторанах упал почти на 11%. Расходы на транспорт снизились на 10%, а на покупку одежды - на 5%. Топ категорий с самым быстрым ростом среднего чека составили бытовая техника и электроника (+36%), продовольственные товары (+20,6%), медицинские товары в аптеках (+14%), а также предметы повседневного спроса в розничных магазинах (+10%).

Клиенты Райффайзенбанка больше тратили и на спортивные товары — средний чек здесь вырос на 13% по сравнению с февралем. Выросли расходы на обслуживание личного автомобиля — +10% к среднему чеку за март. Также клиенты нарастили покупки косметики — здесь обычная покупка стала дороже на 6,5%.

Активно покупают россияне и товары в рассрочку. Так, Банк Хоум Кредит проанализировал траты в топ-10 самых популярных товарных категориях на своем маркетплейсе «Товары в рассрочку» (запущен в 2017 году). Сравнивались два периода: с начала года и до 10 марта (когда часть россиян начала первые переходы на удаленную работу), а также период с 10 марта по настоящее время (когда большая часть населения перешла в режим самоизоляции).

В период самоизоляции наиболее заметно вырос спрос на ноутбуки: доля их продаж в топ-10 самых популярных категорий выросла на 2,6%, до 12,6%. На втором месте по росту продаж среди товаров топ-10 – стиральные машины (на 1,2%, до 3,2%). На третьем месте – планшеты и игровые консоли (рост на 0,9%, до 2,4% и 3% соответственно). Также вырос спрос на холодильники (на 0,2% до 1,8%) и пылесосы (на 0,1% до 1,3%). При этом востребованность смартфонов, умных часов, наушников и телевизоров немного понизилась.