Эксперты RRG изучили положение дел с продовольственным ретейлом в населенных пунктах Московской области, где проживает более 25 тыс. человек, а также ситуацию в больших городах, вошедших в состав Москвы в 2012 году, — Московский, Щербинка и Троицк. Всего было исследовано 59 городов и три поселка городского типа в Подмосковье. Эксперты посчитали все сетевые магазины, включая гипермаркеты — оценили площади торгового зала в каждом из них. Исключение составила специализированная розница (мясные магазины, алкомаркеты и т.п.). Всего в статистику попали 7 тыс. магазинов, принадлежащих более чем 70 сетям, с общим объемом торговой недвижимости 3,8 млн м2.

Почему для FMCG-брендов работа на маркетплейсах — настоящее испытание, читайте здесь



Оказалось, что средняя обеспеченность подмосковных городов сетевыми магазинами в целом выше, чем в столице. По выбранным городам обеспеченность населения гипермаркетами составила в среднем 55 м2 на 1 тыс. жителей, остальными форматами — 155 м2 на 1 тыс. человек. Для сравнения: в Москве эти показатели составляют 50 м2 и 99 м2 соответственно.



Лидером столичного региона по совокупной обеспеченности всеми форматами FMCG оказались Луховицы (343 м2 на 1 тыс. жителей) — в этом городе хорошо представлены основные федеральные сети, включая гипермаркет «Лента».

Среди крупных городов региона продуктовым ретейлом лучше всего обеспечены Наро-Фоминск (331 м2 на 1 тыс. человек), Сергиев Посад (326 м2) и Электросталь (303 м2). В этих городах значительную долю торговых площадей составляют гипермаркеты. В Наро-Фоминске это — «Лента», в Сергиевом Посаде — «Лента» и «Карусель», в Электростали — «Глобус» и «О’Кей».

Топ-10 продуктовых сетей России можно посмотреть здесь



Абсолютный лидер по обеспеченности гипермаркетами — это Котельники. Здесь работают несколько крупнейших сетей, включая «Ашан», «Глобус», «Зельгрос» и «Метро». Кроме того, в городе до сих пор продолжает работу единственный в России гипермаркет «Реал».

А наиболее перспективными для развития новых магазинов FMCG-формата эксперты считают Ступино, Апрелевку и Звенигород. Обеспеченность населения этих городов торговыми сетями оказалась ниже, чем в Москве. Ряд городов Подмосковья не охвачен гипермаркетами FMCG, среди них Коломна и Раменское — города с численностью населения свыше 100 тыс. человек. Их можно назвать наиболее привлекательными для будущей экспансии сетей в Подмосковье, считают в RRG. Потенциально привлекательными могут быть также такие города, как Дубна, Егорьевск и Ступино.

Рейтинг самых продаваемых продуктов в российских дискаунтерах можно посмотреть здесь



Как правило, небольшие города Московской области не испытывают дефицита торговых площадей в сегменте FMCG. Многие ретейлеры уверенно открывают новые магазины в малонаселенных поселках и даже деревнях, тем самым занимая лидирующие позиции и вытесняя несетевую торговлю. Наиболее перспективными городами для развития малых торговых форматов оказываются города ближайшего Подмосковья, а также Новая Москва.