В Петербурге летом потребление мороженого традиционно составляет около 100 тонн в сутки. Организация потребителей «Общественный контроль» провела контрольные закупки 10 видов мороженого марки «Пломбир» в торговых сетях города и отдала их для лабораторных исследований в ФБУ «Тест-С.-Петербург». В результате в трех из них содержание молочных жиров было значительно ниже нормы, а основу продукта составляли растительные жиры (в том числе пальмовое масло).

Содержание молочного жира в мороженом

Наименование мороженого Массовая доля, %, не менее  
молочного жира сахарозы сухих веществ
Пломбир 12,0; 12,5 14,0 36,0
13,0; 13,5 14,0 37,0
14,0; 14,5 14,0 38,0
15,0; 15,5 14,0 39,0
16,0; 16,5 14,0 40,0
17,0;17,5;18,0;18,5 14,0 41,0
19,0;19,5;20,0 14,0 42,0
Источник: ГОСТ 31457-2012


Как сообщили MarketMedia в дирекции «Общественного контроля», не прошел проверку пломбир «Снежное лакомство» — визитная карточка торговой сети «Магнит». Исследование этого сезона показало, что «Снежное лакомство» на 80% состоит из жиров немолочного происхождения, а молочного жира в нем оказалось в 5 раз меньше нормы. Этот продукт по заказу «Магнита» долгие годы выпускало предприятие из Московской области ООО «Лагуна Койл». В прошлом году поставщиком пломбира для «Магнита» стало ООО «Вологодское мороженое». Но качество продукции к лучшему не изменилось.

Второй антигерой экспертизы — пломбир ТМ «Лента» от ЗАО «Холод Славмо» из Петрозаводска. Молочного жира в образце оказалось только 30% от действующей нормы, остальное — растительные жиры.

Замыкает тройку поддельного мороженого пломбир из Великого Новгорода под торговой маркой «Новгородский хладокомбинат» (ООО «НБН-Пломбир»). В этом случае содержание молочного жира в образце оказалось на 40% ниже нормы.

Эксперты отметили, что стоимость всех подделок была невысокая — до 24 рублей за упаковку массой 80 граммов.

Роспотребнадзор уже обратил внимание на выявленную проблему. Региональные управления ведомства провели внеплановые проверки ЭТИХ производителей мороженого в Республике Карелия и в Вологодской области. В результате ЗАО «Холод Славмо» получило предписание остановить поставки мороженого ТМ «Лента» и изъять его из обращения. На партию фальсифицированного мороженого на складах предприятия был наложен арест. Факт фальсификации пломбира «Снежное лакомство» местная проверка также подтвердила. В Роспотребнадзоре заверили, что в отношении производителя «будут приняты меры».

В сети «Магнит» прокомментировать ситуацию с фальшивым мороженым не смогли. В пресс-службе «Ленты» MarketMedia сообщили, что провели дополнительную проверку по каждому выявленному случаю и приостановили сотрудничество с поставщиками до подтверждения соответствия продукции требованиям законодательства и торговой сети.

«Контроль качества собственных торговых марок происходит с самого начала сотрудничества с поставщиком: мы проводим аудит производственной площадки, лабораторный контроль. Партия товара, поступившего в магазин, проверяется выборочно. Товар оценивается по органолептическим свойствам. Если есть жалобы от покупателей, по каждому такому случаю мы проводим проверку и устраняем нарушения. Если проблемы с продукцией возникают систематически, мы прекращаем сотрудничество с поставщиком», — заверили в пресс-службе «Ленты».

Интересно, что мороженое — один из немногих продуктов, на котором россияне никогда не экономят. Сервис по поиску и выбору товаров в Интернете Rate&Goods провел исследование 235 тыс. чеков от 224,5 тыс. российских покупателей за май-июнь 2019 года. Выяснилось, что 12% россиян покупают мороженое раз в неделю или чаще. Из них 56% покупают мороженое как минимум раз в неделю, 21,9% — дважды в неделю, 8,5% — трижды, 4,1% — 4 раза в неделю и около 4% — 10 и более раз в неделю. В среднем по России на каждую тысячу позиций в чеке приходилось 56 штук мороженого.

Чаще всего мороженое покупают женщины: если в чеках мужчин на тысячу покупок пришлось 53 штуки мороженого, то в покупках представительниц прекрасного пола этот показатель оказался на 10% выше — 59 штук на тысячу покупок, говорится в исследовании.




Производители качественного мороженого по итогам проверки «Общественного контроля»:
ООО «Хладокомбинат № 3» (Свердловская обл.),
ООО «Лагуна Койл» (Московская обл.),
ИП Шибалинская А.А. (Нижегородская обл.),
ООО «Богородский хладокомбинат» (Московская обл.),
ООО «Рамоз» (Ярославская обл.),
ООО «Петрохолод» (г. Петербург),
ООО «КубаньРус-Молоко» (Краснодарский край).

К сожалению, фальшивый пломбир, в котором молочный жир замещен растительным, сегодня нередко можно встретить на прилавках супермаркетов и гипермаркетов точно так же, как и поддельное молоко, сметану, творог. Ежегодно в ходе своих исследований мы выявляем в магазинах Петербурга от 10 до 40% фальшивого мороженого. Рекорд был поставлен в 2014 году, когда после введения западных санкций качество российских пищевых продуктов резко упало. Тогда из 10 проверенных образцов пломбира сразу четыре оказались с растительными жирами, хотя в мороженом по ГОСТу их быть не должно совсем. В прошлом году поддельными оказались два образца пломбира, а в этом — уже три. Это тревожит.

Интересно, что фальшивое мороженое из года в год выпускают одни и те же изготовители. И ничто их не останавливает: ни гнев потребителей, ни претензии общественных организаций. Даже Роспотребнадзор и прокуратура им не указ. На фальсификацию производителей часто толкают именно торговые сети — только в этом случае они гарантируют им полки для сбыта продукции. Интересно, что мороженое тех компаний, которые раньше производили продукцию с заниженным содержанием молочного жира, но больше не сотрудничают с торговыми сетями, исправилось. Фальсификат стоит значительно дешевле. Именно низкая цена должна быть «маячком» для потребителя, по которому можно вычислить подделку.