По данным экспертов компании JLL, за II квартал 2019 года доля свободных площадей в качественных торговых центрах Петербурга увеличилась на 0,5% и сейчас составляет 3,6%. Это самый большой квартальный рост показателя за 6 лет. Рост пустоты — прямой результат закрытия магазинов в моллах города. Во II квартале их закрылось на 34% больше (по площади), чем открылось. Это максимальное превышение закрытий над открытиями за всю историю наблюдений, констатируют в JLL.

Почему так получилось? Потому что в городе, во-первых, не строят новые торговые центры. Во-вторых, при окончании договоров аренды ретейлеры покидают проблемные ТЦ, а заменить их собственникам оперативно не удается. В-третьих, наиболее успешные торговые комплексы имеют возможность увеличения арендных ставок и проводят точечную ротацию арендаторов, которая иногда сопровождается временным увеличением пустого пространства.



«До конца года, по нашему прогнозу, доля свободных площадей в ТЦ Петербурга несколько снизится — до 3,2-3,3%. Произойдет это за счет поглощения помещений в объектах, в которых проводится реконцепция», — прогнозирует руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Владислав Фадеев.

Активнее всего, согласно статистике, торговые центры покидают операторы отдыха и развлечений. За отчетный период в моллах города такие арендаторы освободили 10,3 тыс. м2. В частности, «Галактика приключений» (2,6 тыс. м2) покинула ТЦ «Невский», «Динопарк Рекс» (1,6 тыс. м2) ушел из «Питерлэнда», «Боулинг Парк» (1,5 тыс. м2) больше не сидит в «Меркурии», Fitness House (около 1 тыс. м2) ушел из «Сити Молла», кроме того, на 1 тыс. м2 сократился Ice Park в «Балкании Nova».

Для сравнения: площадь открытых за тот же период точек отдыха и развлечений в торговых центрах Петербурга составила только 2,9 тыс. м2. Разница между площадью открытых и закрытых операторов оказалась максимальной за всю историю наблюдений.

«На место развлечений приходят более эффективные и платежеспособные форматы, например сегмент общественного питания. Сразу несколько ТРЦ в Петербурге ведут работу по увеличению доли F&B (food&beverage). Речь идет как об актуализации состава арендаторов на фуд-корте, так и о размещении популярной концепции фуд-холла, причем как собственными силами, так и за счет привлечения известных московских сетей. На этом фоне мы ожидаем роста доли общепита в крупнейших торговых комплексах Петербурга уже к середине будущего года», — говорят в JLL.

Мы еще в марте говорили о том, что инструменты маркетинга отдельных игроков отрасли свидетельствуют о снижении потока клиентов, и предвидели их возможный уход с рынка. Не думаю, что это связано с трендом снижения процента развлечений в ТЦ. Скорее причина в сложностях управления издержками в конкретных проектах и недостаточно высоком качестве услуги для избалованного выбором клиента.

В московских торговых центрах развлекательный сегмент, напротив, активно развивается. Это выражается не только в появлении новых форматов и операторов, но и в приросте площадей, отданных под развлечения. За последний год общая площадь, занимаемая этим сегментом в ТЦ столицы, выросла на 2%. В некоторых объектах, таких, например, как «Авиапарк», «Ривьера» или «Vegas Крокус Сити», количество развлекательных операторов варьируется от 20 до 32, а доля арендуемой площади сегмента достигает 20-33%.

Не думаю, что это какой-то тренд. Каждый случай нужно рассматривать отдельно. И это точно не о снижении доли развлечений в торговых центрах. Ведь закрытие Castorama не говорит о снижении доли DIY в моллах, верно? Закрываются неэффективные проекты.


Для рынка Петербурга это тренд. До кризиса 2014-2015 гг. интенсивные открытия ТРК в городе привели к тому, что их число перевалило за 200. Многие из них, находясь рядом, вступали в прямую жесткую конкуренцию. Качественных арендаторов индустрии развлечений попросту не хватило для такого количества ТРК.

В отличие от торговых операторов, которые, зачастую, заезжают в готовое помещение, фактически, просто расставляя вешалки с одеждой, развлекательные операторы создают интерьерное решение – это гораздо большие инвестиции, и достаточно долгий срок проектирования и строительства. В тех ТРК, которым не хватило критической массы развлекательных арендаторов, арендодатель сам был вынужден строить развлекательный центр, у которого появлялась возможность демпинга и выживания конкурентов. Кроме того, не будем забывать, что Петербург – культурная столица, в которой находятся сотни конкурирующих с развлекательными центрами объектами, в том числе, десятки музеев и театров. Таким образом, первая составляющая этого тренда – невероятная конкуренция.

Второй момент – тяжелый выход из кризиса 2014–2015 годов, и последовавшая за ним трагедия в кемеровском ТРК «Зимняя вишня», обрушившая рынок от 30 до 50%. Также из-за, в частности, падения рубля, перераспределения расходов в потребительской корзине от развлечений к питанию, средний чек посещения развлекательных центров не увеличивался, но, во многих случаях, падал. Из-за этих обстоятельств, например, я закрыл три своих развлекательных центра в Петербурге – «Кручу», «Мастерскую Принцесс», «Бумерс», и перенес их в Москву.

Третий момент, добивающий операторов, – окончание жизненного цикла проекта и моральное его устаревание, которое, соединяясь с первыми двумя причинами, уничтожает посещаемость и продажи. Уверен, что закрытия продолжатся и далее, причем ударными темпами.

А вот в Москве доля развлечений в торговых центрах, напротив, увеличивается, в регионах остается примерно неизменной или слабо растет, а именно в Петербурге падает. (Мнение добавлено 12.07.2019. 9:00 — Ред.)