Недавний случай с поломкой аттракциона «Колобок» в парке «Сокольники» вызвал большой общественный резонанс. Сотрудникам столичного объединения административно-технических инспекций было поручено проверить все аттракционы в городе. Но есть проблема — у подобных инспекций по всей стране нет четкой позиции, подкрепленной нормативной базой, по каким правилам нужно осуществлять надзор за аттракционами.

Дело в том, что, несмотря на вступление в апреле 2018 года в действие технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016), до сих пор все, кто работает с аттракционами, ждут, когда Евразийская комиссия подготовит стандарты, по которым и будет действовать сам регламент.

Кроме того, в России еще не утверждены многие нужные отрасли документы, в разработке и корректировке которых эксперты нашего союза принимали активное участие. Речь идет «Об утверждении перечня требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов», «Об утверждении Порядка государственной регистрации аттракционов», «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов», «Об утверждении порядка ввода аттракционов в эксплуатацию».



Мешают развитию отрасли и отсутствие таких базовых вещей, как общепринятые и установленные законом понятия, что такое «парк», «публичное пространство», «тематический парк». Из-за этого происходит путаница: это просто прогулочная зона, сквер или парк с услугами. Конечно, не нужно стандартизировать все парки, потому что каждый должен иметь свою уникальность и развиваться по собственной концепции, но 15-летний опыт САПИР подсказывает: можно делить парки по количеству посетителей в год (более 2 млн чел., от 1 млн до 2 млн чел., от 500 тыс. до 1 млн чел., от 250 тыс. до 500 тыс. чел., от 100 тыс. до 250 тыс. чел., до 100 тыс. чел.) и их площади (маленькие парки до 5 га; средние — от 5 до 20 га; большие — от 20 га и выше). И уже в зависимости от этих двух показателей можно вводить классификацию услуг, которая будет подходить каждому парку из этих категорий.

Еще одна проблема — отсутствие активного диалога между профессиональным сообществом и профильными ведомствами, органами власти на местах. Без этого общения сложно выработать единые правила игры. В том числе и касающиеся финансовой поддержки отрасли в форме государственно-частного партнерства. То, что такое сотрудничество позволяет создавать эффективные площадки для населения и закрывать вопрос о недостатке финансовых средств, подтверждают примеры парков в Ижевске и Волгограде. Но пока это скорее исключение из правил.

Без решения всех этих вопросов развитие отрасли невозможно, потому что перед каждым игроком индустрии развлечений, заинтересованным в качественном и профессиональном выполнении своей работы, всегда стоит несколько задач: создать условия безопасной эксплуатации, эффективно и без больших финансовых вложений создать наиболее комфортные и современные условия отдыха, обновлять инфраструктуру, добавляя новые интересные решения, заинтересовать своего посетителя и удержать его внимание к территории. Решить их сложно, пока существуют все названные проблемы, а значит, рассчитывать на предпринимательскую привлекательность отрасли, а следовательно, и инвестиционную активность не приходится.