Правительство РФ внесло в Госдуму поправки в Налоговый кодекс РФ, которые ужесточают государственный контроль над производством и оборотом этилового спирта и производных из него. Документ относит к подакцизным товарам спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию, разлитую в малые емкости, и продукцию бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке. Другими словами, за выпуск духов, туалетной воды, одеколона, дезодорантов и тому подобного придется платить акцизы в казну.

Закон должен вступить в силу с нового года. Планируется, что в 2020 году ставка акциза за этиловый спирт составит 544 рубля за 1 литр, в 2021 году — 566 рублей, в 2021 году — 589 рублей. За денатурированный спирт в течение 3 лет — 111, 115 и 120 рублей за 1 литр соответственно.



При этом законопроектом предусматривается, что производители парфюмерии и косметики смогут получить налоговый вычет на сумму уплаченного акциза. Для этого нужно подтвердить факт использования сырья для изготовления продукции.

Инициатором введения нового сбора выступил Минфин еще в прошлом году, проект поддержали в Министерстве здравоохранения. В этих ведомствах рассчитывают, что компании, которые закупают спирт под предлогом производства одеколона и духов, а на самом деле используют это сырье для питьевых суррогатов, не смогут предоставить в налоговую службу необходимые документы для получения налогового вычета. Это должно сделать экономически невыгодным использование этилового спирта и, как следствие, — снизить продажи и потребление внутрь «фуфыриков» — спиртосодержащих жидкостей, не предназначенных для питья.

Самый массовый случай отравления концентратом для принятия ванн «Боярышник» случился 3 года назад, тогда в Иркутской области пострадали 123 человека, 78 из них скончались.



Серьезный удар для честного бизнеса
«Прохождение законопроекта и утверждение акциза нанесет серьезный удар производителям. Несмотря на то что акциз планируется сделать возвратным, в определенных случаях предприятиям придется отвлекать значительные средства на уплату акциза и только спустя время получать вычет. Также внедрение новых регуляторных требований в бизнес-процессы потребует значительно пересмотреть эти процессы, что само по себе затратно для компаний», — говорит исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова.

По расчетам РПКА, введение акциза может привести к повышению цены в 1,5-2 раза для продукции низкого и среднего ценовых сегментов. 

«Введение акциза, как четко указано в финансово-экономическом обосновании, преследует получение дополнительных доходов в бюджет в сумме около 22 млрд рублей в год. Эти дополнительные отчисления пойдут от законопослушных участников рынка. Подпольный бизнес как сейчас успешно обходит жесточайшие законодательные требования в производстве спиртосодержащей продукции и спирта, так и в дальнейшем продолжит это делать. Что может завтра помешать нелегалам обходить уплату акциза, если сегодня они работают или без лицензии, или даже при наличии лицензии получают неучтенный спирт, не отчитываются в ЕГАИС об израсходованном спирте в продукции? Излишнее регуляторное давление на отрасль может вынудить законопослушные компании уйти с рынка или перейти на «темную сторону» — получим эффект, прямо противоположный заявленным целям», — прогнозирует Александра Скоробогатова.

Пятая часть рынка у российских производителей
По оценке M.A. Research, российский рынок парфюмерно-косметической продукции занимает 2,3% в объеме мирового рынка и входит в число пяти крупнейших по объему рынков Европы. В 2018 году его объем приблизился к 780 млрд рублей (с НДС), по сравнению с предыдущим годом прирост составил 10%. Объем рынка в долларах вырос на 3,9%, до $12,6 млрд (по курсу 61,7 рубля за $1). Российский парфюмерно-косметический ретейл напрямую зависит от импорта: доля импортной продукции на российском рынке превышает 80%, а в производстве российских товаров на 90% используется импортное сырье. Поэтому любые колебания курса рубля влияют на динамику стоимости производства и продаж.

По данным Alto Consulting Group, в 2018 году в России было произведено 26,5 тыс. декалитров духов, что на 22,2% ниже объема производства предыдущего года. При этом средняя розничная цена на туалетную воду в 2019 году выросла на 9,3% к уровню прошлого года и составила 1902 рубля за флакон.

Рейтинг розничных сетей по продаже косметики, парфюмерии и дрогери смотрите здесь



«Да, возможно, при значительном росте цен спрос на российскую парфюмерию и косметику снизится и ее будут покупать меньше. Но альтернативы ей нет, она относится к экономсегменту. Привозная продукция дороже в несколько раз. Допустим, наша вместо 400 рублей будет стоить 600 рублей. Но ближайшие зарубежные аналоги стоят от 1200 рублей. Разница в цене слишком большая, поэтому российская продукция все равно будет востребована», — уверена Елена Кармазинова, руководитель товарного направления «Декоративная косметика и парфюмерия» сети «Улыбка радуги».