Кризисы показывают, что, как бы тяжело ни было с деньгами, отказать себе в качественной помаде или косметике по уходу за лицом женщины категорически не готовы. Мировая статистика показывает, что на средства по уходу за кожей приходится большая доля рынка — 37% розничного рынка косметики.
Российский розничный рынок косметики и дрогери в 2017 году вырос на 8,3 %, до 715 млрд рублей без учета НДС. Более 40% продаж продукции пришлось на розничные сети и интернет-магазины, говорится в исследовании INFOLine "Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России. Итоги 2017 года и тенденции 2018 года. Перспективы развития до 2020 года"

Продажи в дрогери-сетях увеличились благодаря росту магазинов и расширению ассортимента за счет новинок. Лидером по числу торговых объектов и торговой площади в 2017 году стала краснодарская сеть «Магнит Косметик». В 2017 году она открыла 667 объектов, увеличив сеть до 3,7 тыс. магазинов, в планах на 2018 год — открытие еще около 700 магазинов.

Второй по количеству новых объектов в сегменте дрогери стала петербургская «Улыбка радуги», открывшая более 280 объектов (выросла с 460 до 742 объектов), в том числе за счет объединения в 2017 году с сетью «Альпари», магазины которой расположены в Татарстане и Московском регионе. Причем до этой сделки «Альпари» вышла на рынок Москвы, купив сети «Бьюти маркет» и «Ситимаркет».

В 2017 году в условиях усиления ценовой конкуренции и изменения предпочтения покупателей крупнейшие ретейлеры запустили программы обновления действующих торговых объектов. Например, сеть «Л'Этуаль» снова начала позиционировать себя в премиальном сегменте, внедрив концепцию new luxury. «В 1997 году, когда открылся наш первый бутик, «Л’Этуаль» позиционировался как премиальный бренд. И сегодня, спустя 20 лет, мы решили вернуться к этой концепции», — говорил СМИ директор по маркетингу парфюмерно-косметических магазинов «Л’Этуаль» Михаил Щедрин. Сеть «Рив Гош» провела реконструкцию части своих магазинов, расширив площадь и обновив дизайн торгового пространства.

Топ-10 сетей по продаже косметики

1. «Л`Этуаль». Компания долгие годы является лидером по выручке. В 2017 году она выросла до 80 млрд рублей с 77,4 млрд в 2016 году без учета НДС. Сеть насчитывает около 900 магазинов более чем в 200 городах России. На рынке работает более 20 лет.

2. «Магнит Косметик». Сеть по продаже косметики, бытовой химии и товаров для дома входит в краснодарскую ГК «Магнит». Первый дрогери-магазин был открыт в конце 2010 года в г. Краснодаре. В настоящее время сеть насчитывает 3,7 тыс. точек. С этого года топ-менеджеры ГК «Магнит» приняли решение открывать аптеки на площадках «Магнит Косметик», расположенные в городах с населенных пунктах 3-5 тыс. человек.

3. «Рив Гош». Петербургская компания основана в 1995 году супругами Павлом и Ларисой Карабань. С 2012 года 51% акций сети владеют Дмитрий Костыгин и Август Мейер, 25% — у основателей, еще 24% — у компании Finstar. В настоящее время это одна из крупнейших сетей парфюмерно-косметического рынка в России. Ее выручка в 2017 году увеличилась до 36,5 млрд рублей с 35,5 млрд, а число магазинов за год выросло с 233 до 255 точек в России.

4. «Улыбка радуги». Это еще один петербургский игрок, входящий в топ-10 крупнейших ретейлеров в сегменте «косметика и дрогери» в России. Сеть основана в 2005 году и на 51% принадлежит Августу Мейеру и Дмитрию Костыгину, на 49% — основателям, основная доля среди которых у Андрея Трубицина. В 2017 году петербургская сеть объединилась с казанской «Альпари», насчитывающей на тот момент 270 точек. По итогам прошлого года выручка объединенной компании составила 23 млрд рублей, а число магазинов — 742.

5. «Иль де Ботэ». Сеть создана в 2001 году бизнесменами Игорем Денисовым и Алексеем Грибковым. С конца 2016 года сеть через кипрский офшор принадлежит компании Sephora, входящей в холдинг LVMH. В 2017 году выручка «Иль де Ботэ» упала с 20,1 млрд рублей до 18,9 млрд, а число объектов сократилось со 139 до 134 точек.

6. Yves Rocher. Французская косметическая компания, специализирующаяся на производстве косметики и парфюмерии, основана в 1959 году. В России первый магазин открыт в 1991 году. По итогам 2017 года российская сеть насчитывала 70 точек, а выручка выросла с 10,5 млрд рублей до 11,3 млрд.

7. «Золотое яблоко». Екатеринбургская сеть парфюмерных супермаркетов «Золотое яблоко» основана в 2004 году. По данным СПАРК, компания принадлежит в равных долях Ивану Кузовлеву и Максиму Паняку. В 2017 году сеть вышла на рынок Москвы. По итогам прошлого года она насчитывала девять супермаркетов, а ее выручка выросла по сравнению с 2016 годом с 7,7 млрд до 9,2 млрд рублей. Площадь одного супермаркета — 1-2 тыс. м2.

8. «Санги-Стиль». Краснодарская сеть магазинов парфюмерии, косметики, бытовой химии и товаров для дома основана в 1997 году. У себя на родине компания конкурирует с «Магнит Косметик», которая вышла на рынок только 8 лет назад, но уже завоевала крепкие позиции не только на юге страны, но и по всей России. «Санги-Стиль» в 2016-2017 годах провела оптимизацию своих магазинов. По итогам прошлого года их число сократилось по сравнению с 2016 годом с 894 до 820 точек, а выручка — с 9,7 млрд до 8,5 млрд рублей. Оператор сети ООО «Фирма «Санги-Стиль» принадлежит, по данным СПАРК, на 100% Дмитрию Щербакову, и все доли с 16 апреля 2018 года находятся в залоге у Сбербанка до 4 октября 2022 года.

9. «Южный двор». Московская сеть по продаже косметических товаров, нижнего белья, чулочно-носочных изделий, бытовой химии и товаров для дома основана в 1989 году группой единомышленников во главе с ученым-химиком Михаилом Матлисом, однако активное ее развитие началось только в 1997-м. В 2017 году число магазинов сократилось по сравнению с 2016 годом с 320 до 282, а выручка — с 8,7 млрд до 8 млрд рублей.

10. «Рубль Бум». Сеть является частью холдинга «РУБЛЬ БУМ», основанного в 1993 году. Холдинг занимается оптово-розничной торговлей бытовой химии и парфюмерии. Первый магазин открылся в 2001 году под брендом «Рубль Бум» в Самаре. С 2009 года компания стала развивать второй розничный проект — сеть магазинов красоты и здоровья «1b.ru». По итогам 2017 года число магазинов увеличилось по сравнению с 2016-м с 480 до 554 точек, а выручка — с 7 млрд до 7,3 млрд рублей.