В Москве в 2018 году с учетом ожидаемого в декабре открытия торговой части «ВТБ Арена Парк» (площадью 17 тыс. м2) и «Пушкино Парк» (30 тыс. м2) будет введено всего 176,3 тыс. м2 торговых площадей. Это самый низкий показатель за последние 15 лет, констатируют эксперты CBRE. 

Крупнейшим новым ТРЦ Москвы 2018 года стала «Каширская Плаза» (71 тыс. м2). А общий показатель обеспеченности населения столицы качественными торговыми площадями составил 492 м2 на 1 тыс. жителей против 487 м2 в 2017 году. Средняя вакансия в ТЦ Москвы за год снизилась на 1,2% — до 7,8%. За год на рынок Москвы вышел 21 новый международный бренд и еще минимум один планирует выход до конца года. Общее их число окажется на 37% меньше показателя 2017 года. Большая часть новых международных брендов представлена категориями «одежда и обувь» (45%), а также «парфюмерия и косметика» (14%). Активно развивался сегмент «кафе и рестораны» (его доля составила 10%).



«В 2019 году с учетом переноса открытия ряда торговых объектов с 2018 года на московском рынке заявлен ввод новых торговых площадей в объеме 489 тыс. м2, что в 2,8 раза выше по сравнению с 2018 годом», — прогнозирует директор отдела торговых помещений CBRE в Москве Марина Малахатько.

В российских регионах ввод торговой недвижимости в 2018 году тоже будет самый низкий за 15 лет — 428 тыс. м2. Из них 36% приходится на региональные города. Среди крупнейших региональных центров, открывшихся в 2018 году, следует отметить «Парк» в Ростове-на-Дону. Кроме того, до конца текущего года ожидается открытие ТРЦ «Астория-Армада» в Оренбурге (61 тыс. м2) и «Эль Рио» в Самаре (38,4 тыс. м2).

Уровень вакансии в городах-миллионниках России на фоне низкого ввода новых площадей снизился и составляет 6-8%. Активны были лидеры российского рынка розничной торговли по товарообороту — продуктовые сети X5 Retail, «Магнит» и «Лента», операторы сегмента «электроника» (объединенный оператор «М.Видео» и «Эльдорадо», «Связной»), DIY («Леруа Мерлен»), фастфуда (McDonalds, Burger King, «Теремок») и сети магазинов детских товаров «Детский мир» и «Дочки-Сыночки». Среди международных ретейлеров в 2018 году активно развивались в регионах Uniqlo, H&M, Inditex, Tom Tailor, LPP и другие.

«В 2019 году активность девелоперов будет выше в регионах, которым ранее уделялось существенно меньше внимания: на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. В Грозном будет открыт проект «Грозный Молл», в Пятигорске после реконструкции будут более чем в 2 раза увеличены площади одного из ключевых проектов в городе — «Университи». В Хабаровске запланирован к открытию «Броско Молл», а во Владивостоке — «Калина Молл». Высокий потенциал для открытия новых торговых объектов есть в городах с высокими доходами и низкой обеспеченностью качественными торговыми центрами: в Ханты-Мансийске, Ноябрьске, Якутске, Абакане, Ангарске, Кисловодске, Махачкале. Также перспективны города Подмосковья», — заключил директор отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин.