По данным на конец первого квартала 2019 года, реконцепция проводится или завершена в торговых комплексах Петербурга общей площадью 540 тыс. м2. Это объекты, которым более 10 лет. Их общая доля в совокупном объеме предложения торговой недвижимости города (а оно составляет 3,07 млн м2) уже достигла 17%, подсчитали в Colliers International.

По словам экспертов, реконцепция — ключевой вектор в развитии торговых центров города, где за первый квартал текущего года не был открыт ни один новый молл, а доля свободных площадей остается на минимальном уровне 3%.

Для сравнения, в Москве доля торговых центров, переживших реконцепцию, составляет только 5% от общего объема. Через нее прошли 350 тыс. м2 торговых площадей из 7,1 млн м2, представленных на рынке столицы. Среди объектов, которые значительно изменились в ходе реконцепции, эксперты отметили  Family Room ("РИО" на Киевском шоссе), XL Family Outlet (Ярославское шоссе), "МЕГА Теплый Стан", "РИО" на Дмитровском шоссе.

Как реконцепция может превратить уставший молл в культовое место, читайте здесь



Решение о частичной или полной реконцепции комплекса собственник принимает, опираясь на данные о состоянии объекта, а также на показатели посещаемости. Если частичная реконцепция затрагивает только отдельные зоны в ТК — обычно общественные пространства и фуд-корты, то полномасштабная включает также обновление технической и инженерной инфраструктуры здания. В качестве примеров торговых комплексов Петербурга, которые выбрали частичную реконцепцию, можно вспомнить «Владимирский Пассаж» и «МЕГА Парнас». Обновление зоны фуд-корта запланировано также в ТРК «Лето». А полную реконцепцию проходят сейчас торговые центры «Сити Молл», «Пик», «МЕГА Дыбенко» и другие.

Какие ошибки часто совершают собственники, планируя реконцепцию ТЦ, читайте здесь.





Мы сейчас сосредоточены на реконцепции нескольких московских ТЦ и комплекса «Сити Молл» в Петербурге. Это огромная работа, хотя внешне она больше напоминает мелкий ремонт. Комплексы значительно изменятся, но без увеличения площадей. Будет другой дизайн и несколько иной состав арендаторов. Проблема этого процесса в том, что у каждого магазина свои стандарты. Каждый из этих магазинов — сота в большом улье, и в них арендаторы делают свои переделки. А нам все это нужно свести в большой гармоничный проект с единой логистикой, дизайном и инженерными сетями. Это очень непросто, потому что проекты магазинов часто противоречат друг другу. Ищем компромиссы и постоянно корректируем планы.

Если торговый центр существует на рынке больше 3 лет (это время, когда обычно все сложилось и все хорошо), пора задуматься о реконцепции. Возьмите любую «МЕГУ». Как только в их бизнесе все стабилизируется, они начинают резать по живому. И вместо магазинов на их площадях вдруг возникает актуальное и модное общественное пространство. Это большая ответственность — замахнуться на то, что хорошо работает. Но это надо делать, пока у торгового центра есть денежный поток, необходимый для перемен. Важно работать на опережение. Это гораздо правильнее, чем дождаться, пока бизнес ТЦ захиреет, и потом без трафиков, арендаторов и арендной выручки изобретать что-то на коленке. Рынок так не живет. Если от большой вакансии бизнес посыпался, вытянуть его из этой пропасти очень сложно. Срабатывает эффект домино. Лучше до этого не доводить. А это значит — не проспи момент! 


Интервью с Виталией Львовой можно прочитать здесь.



Площадь торговых центров Петербурга, которым более 10 лет, уже превышает 1,8 млн м2. Это более половины всех торговых площадей в городе. Не удивительно, что реконцепция ТРЦ — полная или частичная — становится все более актуальной. Собственники комплексов давно поняли, что комфортный шопинг и высокий уровень сервиса важны для посетителей не меньше, чем линейка брендов. Их поддерживают и ретейлеры, которые принимают активное участие в реконцепции, меняя форматы своих магазинов.

Стоять на месте равносильно деградации. Рынок развивается так быстро, что перемен не избежать. Но пока мало опытных специалистов в этой сфере. На практике мы постоянно сталкиваемся с парадоксальными случаями, когда вместо жизненно необходимых перемен в организации внутреннего пространства ТЦ, собственники обновляют цвет фасада, входящего на внутреннюю парковку. Логика таких решений туманна. А некоторые и вовсе избегают решительных шагов, полагая, что когда придет время, успешно продадут свой объект на рынке. Но это путь в никуда. В уставшем объекте неуклонно снижается трафик, падают товарообороты, снижаются ставки. Собственник оказывается в западне. Между тем, реконцепция, которая временно снижает доходы от торговли, быстро окупается и позволяет продлить объекту жизнь на годы.