Рынок социальной коммерции в России в 2018 году составил 591 млрд рублей, через социальные платформы заключено 394 млн сделок, сообщается в совместном исследовании* «Яндекс.Касса» и Data Insight «Рынок социальной коммерции в России». 

В этот рынок включены продажи товаров и услуг в социальных сетях, мессенджерах, на сайтах объявлений и других p2p-платформах. Исследователи посчитали, что в этом процессе участвуют 39 млн российских покупателей, а также 22 млн продавцов — компаний и частных лиц.

Крупные продажи — более чем на 50 тыс. рублей — составляют лишь 1% от общего числа сделок. Две из пяти сделок — на сумму меньше 1 тыс. рублей, каждая третья — от 1 тыс. до 3 тыс. рублей. Средний чек по сегменту в целом — 1,5 тыс. рублей, сообщается в исследовании.

На сервисы объявлений, такие как Avito, Auto.ru, «Юла», приходится 33% всего рынка продаж, 26% — на социальные сети, 21% — на сайты sharing economy (Airbnb, BlaBlaCar, YouDo и другие), 16% — на мессенджеры и 4% — на совместные покупки (объединение пользователей для оптовых заказов).


Самая популярная категория продаж в социальных каналах — одежда и обувь. Объем продаж таких товаров составляет более 100 млрд рублей в год. На втором месте — электроника и бытовая техника, на третьем — услуги по аренде недвижимости.

76% торговых компаний, которые работают в онлайне, используют для продаж социальные каналы. Соцсети предпочитают 94% продавцов, мессенджеры — 29%. В среднем на социальные каналы приходится около 40% выручки от онлайн-продаж присутствующих там компаний (на собственные сайт и приложение — 53,4%).

Около 22 млн интернет-пользователей (примерно каждый третий) что-то продают через социальные каналы.

Директор по коммуникациям Avito Андрей Барковский сообщил, что сейчас сервисом пользуются 35 млн человек в месяц, при этом около 23 млн делают это с помощью мобильных устройств. На площадке стабильно растет количество контента: год назад на Avito было 39 млн объявлений, сейчас — более 49 млн. Компания прогнозирует в ближайшем будущем рекорд — 50 млн. 

Ежедневно пользователи добавляют 450 тыс. новых объявлений, каждую минуту заключается 120 сделок только по товарам общего спроса. С ноября 2017 года по октябрь 2018 года средний размер сделки по товарам общего спроса на Avito составил 3,2 тыс. рублей. 

Самыми популярными категориями (по количеству совершенных сделок) за этот же период стали «Бытовая электроника», «Для бизнеса», «Для дома и дачи», а также «Животные». Первую пятерку замыкают «Личные вещи». С ноября 2017-го по октябрь 2018 года на Avito было продано товаров общего спроса на 1,266 трлн рублей.

Кстати, на прошлой неделе онлайн-ретейлер «Юлмарт» объявил о запуске сервиса объявлений для частных лиц «Юлмарт Second». Сервис будет предоставлять пользователям дополнительные услуги: «Хранение» и «Диагностика». Продавцы могут оставить товар на хранение сроком до 30 дней, а покупатели — провести диагностику в центрах исполнения заказов перед покупкой. За это ретейлер планирует брать комиссию, что и станет источником дохода для компании с этого сервиса.

*Исследование «Яндекс.Кассы» и Data Insight проводилось весной и летом 2018 года. В нем участвовали 3014 интернет-пользователей в возрасте от 14 до 54 лет и 207 компаний.