По данным мониторинга розничных продаж GfK, продажи ноутбуков начали расти еще на 10-11-й неделе 2020 года. Так, с 9 по 15 марта продажи выросли на 27% больше, чем на 10-й неделе 2020-го, и на 50% больше, чем в прошлом году. В традиционной торговле продажи этой категории удвоились, а в онлайне — более чем утроились. Больше всего выросли продажи ноутбуков ценой выше 40 тыс. рублей, среди которых велика доля моделей, покупаемых в качестве апгрейда предыдущего компьютера.

«По опыту прошлых лет мы видим, что резкий скачок курса является очень сильным стимулом для российских потребителей, чтобы срочно реализовать отложенные планы покупки техники и электроники, пока цены не изменились. Но, конечно, и подготовка к переходу на удаленную работу — а далее и на карантин — из-за коронавируса также сказалась на рынке», — говорит Андрей Серегин, старший консультант отдела исследований промышленных товаров GfK Rus.

По данным GfK, с 16 по 22 марта активно росли продажи не только ноутбуков. Рекордные темпы роста продаж отмечались и в других ключевых категориях на рынке бытовой техники и электроники. Объем продаж холодильников вырос на 85% (в штуках), стиральных машин — на 58%, телевизоров — на 55%, электроплит — на 37%, смартфонов — на 19%.
На рынке крупной бытовой техники с 9 по 15 марта (на 11-й неделе) также наблюдалось существенное увеличение темпов недельного роста продаж в штучном выражении относительно аналогичных периодов 2019 года. Это ускорение охватывает все категории, входящие в мониторинг GfK, но отличается масштабом: категории посудомоечных машин, встраиваемых духовых шкафов и варочных поверхностей, а также сушильных машин приросли в объеме продаж минимум в 2 раза, в то время как остальные категории показали не такие высокие темпы — от 30 до 70%.

В секторе малой бытовой техники также наблюдалось ускорение темпов продаж, однако величины приростов оказались в среднем меньше, чем в случае с крупной бытовой техникой. Так, одни из самых высоких показателей продемонстрировали категории пылесосов, отпаривателей для одежды, устройств для ухода за полостью рта, а также малой климатической техники. Для указанных товарных групп прирост продаж в штуках составил порядка 50-70% в сравнении с 11-й неделей 2019 года.

«После столь высоких темпов прироста обычно следует заметное снижение спроса. Сейчас потребители ускоренно осуществляют приобретение тех товаров, которые планировали покупать позже или даже не собирались покупать в ближайшее время. Как сам этот факт, так и справедливо ожидаемый рост цен окажут негативное влияние на спрос далее в 2020 году. Но, конечно, ситуация будет варьироваться от категории к категории», — комментирует Андрей Серегин.