В 2018 году продажи на глобальном рынке бытовой техники и электроники (БТиЭ) впервые превысили отметку 1,01 трлн евро (+4% к 2017 году).В прошедшем году продажи выросли в сегментах телекоммуникаций (+7%), малой бытовой техники (+7%), потребительской электроники/фото (+6%) и IT/офисном оборудовании (+1%).

Крупная бытовая техника в минусе
Зато сегмент крупной бытовой техники, который является вторым по величине на рынке БТиЭ (177 млрд евро), показал падение продаж на 1%. Среди главных потребительских запросов в этом сегменте — многофункциональные устройства и их подключаемость, потребители хотят иметь возможность связывать различные устройства в сеть и управлять ими с помощью, например, смартфона.



А в малой бытовой технике потребители ценят удобство. В прошлом году большой интерес покупателей вызвали такие устройства, как, например, ручные пылесосы на аккумуляторных батареях (Battery-powered handheld vacuum cleaners).

Эксперты GfK также отмечают, что в 2019 году на рынке малой бытовой техники будет усиливаться такой тренд, как аптрейдинг, что может привести к ускорению роста продаж в следующем году — до 8%.

«Почти во всех сегментах мы наблюдаем тенденцию к росту спроса на премиальные товары, кроме того, покупатели придают все большее значение таким аспектам, как подключение к интернету (connectivity) и удобство использования. В 2019 году GfK ожидает продолжения роста глобального рынка, продажи увеличатся на 2%», — отметил ведущий эксперт GfK по рынку бытовой техники и электроники Маркус Кик (Markus Kick).

Самая большая доля на глобальном рынке бытовой техники и электроники у Азиатско-Тихоокеанского региона —42%, следом идут Европа (25%), Северная Америка (20%), Латинская Америка (7%) и регион Ближнего Востока/Турции/Африки (6%).

В России рост за счет ипотеки
Объем российского рынка исследователи GfK еще не подсчитали и привели данные только за 11 месяцев: оборот в деньгах рынка БТиЭ вырос на 17% по сравнению с тем же периодом 2017 года, до 1,5 трлн рублей, на 5% в штуках (в 2017 году весь объем рынка был оценен в 1,4 трлн рублей), а средняя цена покупки была уже на 11% выше прошлогодней.

Одной из основных причин роста стали ипотечные кредиты на покупку новых квартир, поэтому растут продажи бытовой техники. Например, в малой бытовой технике потребители покупают товары для красоты и здоровья — от универсальных наборов для стрижки и бритья до специальных приборов по уходу за полостью рта.

Растет спрос на суперсовременные устройства, дающие большее удобство и больше возможностей по выполнению рутинных домашних обязанностей, такие как парогенераторы, роботы-пылесосы, отмечают в исследовательской компании.

Кстати, к декабрю 2018 года долги россиян, которые растут с февраля 2017 года, достигли исторического рекорда. По статистике Центробанка, объем задолженности домашних хозяйств достиг почти 16 трлн рублей. Для сравнения: на начало 2013 года этот показатель был 8,5 трлн рублей.

Совладелец компьютерной сети DNS Дмитрий Алексеев в своем аккаунте в соцсети написал поститоги года. В нем бизнесмен отметил, что год для рынка выдался удачным. «По моим оценкам, отрасль в рублях (номинальных) выросла больше чем на 10%. Вопреки частому мнению, это произошло не благодаря тому, что курс вырос за год примерно на 18%. Курсовую разницу покупатель отыгрывает переходом на более дешевые модели. Рост оборота вызван прежде всего тем, что 2018-й — год выборов президента и однозначно почувствовалось, что «избирателей подкармливали». Наверное, еще могло сказаться на отрасли увеличение потребительского кредитования, но это не наш конек. Для DNS год был еще удачней, мы выросли более чем на 30%», — написал Дмитрий Алексеев.


Мы пока подсчитываем итоги 2018 года, но, думаю, те данные, что мы уже анализируем, говорят о том, что рынок вырос в деньгах. Конечно же, была сильная девальвация рубля. Возможно, даже будет двузначный рост, и мы выйдем на докризисный уровень.

Рост был спровоцирован несколькими факторами. Во-первых, он связан с отложенным спросом, так как длительное время россияне ограничивали себя в покупках. Во-вторых, вырос объем потребительского кредитования (а кредиты чаще берут на покупку бытовой техники и электроники), увеличилось число сделок с недвижимостью (а это напрямую влияет на рынок электроники и бытовой техники) как на первичном, так и на вторичном рынках. И, конечно, «спасибо» правительству за рост НДС, это тоже подстегнуло россиян к покупке в конце года бытовой техники и электроники. Конечно, люди не покупали по четыре-пять телевизоров, как в конце 2014 года из-за падения курса рубля, но тем не менее активность была.