Есть все признаки того, что российский рынок автокредитования вошел в фазу зрелости. В общем портфеле розничного кредитования, автокредитование вдвое сократило свою долю за 15 лет. Автокредитование выросло, достигло своих пределов и будет плавно расти дальше, без удвоения, как во время «золотого века» автокредитования, который длился до 2008 года. Ожидать подарков от рынка в этой продуктовой категории не приходится. Но при этом рынок остался высоко конкурентным, есть большая тройка (по объему выданных в 2019 году автокредитов лидируют Русфинансбанк - 93,59 млрд рублей, Сетелем Банк (дочка Сбербанка) - 89,82 млрд рублей, ВТБ - 86,67 млрд рублей – прим. Ред.), есть догоняющие банки. Но доля крупнейших десяти банков выросла, а это говорит о том, на рынке остались профессионалы.

Сегодня банкам приходиться конкурировать не только между собой. Клиент, у которого появляется мысль купить автомобиль в кредит, имеет несколько вариантов для решения этой задачи. Он может прийти в универсальный банк, в котором у него открыт зарплатный проект, и попросить кредит там. Он может прийти банк, аффилированный с автобрендом или сделать это непосредственно в салоне, взять кредит в банке того же бренда, что и приобретаемый автомобиль. Он может взять кредит наличными, не связываться со страховками, не привязываться к бренду, и потратить его на покупку машины. Либо взять автомобиль в лизинг, снизив ежемесячный платеж и пользоваться машиной, принадлежащей юридическому лицу. Такое размытие продуктовой категории наблюдается 2 года, и мы видим усиление этого тренда. Происходит гибридизация сервиса, появились сервисы, которые позволяют по карте рассрочки купить машину. То, что несколько лет назад это казалось полным оксюмороном, в конце 2019 года стало возможно, такой сервис запустил «Совкомбанк».

Рынок уходит в цифру, уже можно совершить покупку автомобиля онлайн. Это совершенно новый клиентский опыт, новый вызов для бизнес-процессов компаний, работающих в этом сегменте. Можно взять автокредит, не отдавая машину в залог, можно воспользоваться автомобильным маркетплейсом. Пока это не полноценные продукты, но это векторы, которые указывают будущие направления. И это, что нужно держат в голове, когда вы строите стратегии и планы на ближайшие 3-5 лет, а может даже 10 лет.


Как автодилеры пережили карантин читайте здесь



В мире происходят похожие вещи, авторынок двигается в сторону онлайн. В Великобритании более 90% новых автомобилей приобретается в кредит и в 2018 году Santander реализовал полный сервис онлайн покупки автомобиля. Такие продукты есть в США, странах Латинской Америки. Компании экспериментируют с экосистемами, последние года 4 мы живем в постоянном информационном потоке об экосистемах, цифровые гиганты, банки создают свои экосистемы или присоединяются к чужим. Автомобильные бренды не остаются в стороне. Daimler запустил разработку автомобильного кошелька, сервиса электронных платежей под брендом Mercedes pay, который позволяет машине самой расплачиваться на заправке, на платных дорогах, на парковке. Закидываешь деньги на свой Mercedes и забываешь о необходимости платить вручную.

Автомобильный лизинг в России только-только входит в свои права. В западных странах это один ключевых инструментов по приобретению права на пользование машиной. Снижение ставок в России делает лизинг все более и более конкурентоспособным в сравнении с классическим кредитами на покупку машины. Дополнительные силы автолизингу придают увлечение шеринговой экономикой, когда идея пользоваться вещью становится более привлекательна, чем ее покупка. Клиент получает удовольствие от вождения, и при этом лишается необходимости платить налоги, покупать страховку. Особенно у молодого поколения эта идея вызывает больший восторг, чем владение.

Из всего этого можно сделать выводы и предсказать, что следующее десятилетие с 2021 – 2030 год принесут качественное изменение и новые вызовы всем, кто работает на автомобильном рынке. Что нас ждет? Во-первых, снижение маржи из-за низких ставок. Дополнительное воздействие на маржу оказывает возможность выбора продуктов у клиента, ценовой арбитраж с помощью брокеров и маркетплейсов, и это будет продолжать развиваться. Произойдет неизбежная консолидация маркетплейсов и классифайдов, скорее всего, банкам придется с кем-то договариваться. Потому что выиграть в этой конкурентной борьбе в одиночку вряд получится. Будет развиваться автокредитование P2P (person-to-person, выдача и получение займов физическими лицами напрямую, без использования в качестве посредника традиционных финансовых институтов – Ред.). В начале нулевых опыт такого кредитования был неудачным. Но тогда продукт опередил свое время. Сегодня для его развития есть все технологические предпосылки, рынок стал более прозрачным.


Как коронавирус сказался на продажах автомобилей в Азии и Европе, читайте здесь



Ну и шеринговая экономика – это новый вызов, который может изменить вообще все. И последнее – не стоит забывать, что приближается эра беспилотных автомобилей, которые поставят вопрос – а нужно ли вообще владеть машиной? Эта эра изменит правила игры в автомобильной и автофинансовой отрасли. К этому нужно готовиться или как минимум держать в голове при планировании. Это произойдет быстрее, чем нам кажется.

Выживут самые быстрые игроки, те, кто умеет работать в партнерстве, 2020 годы станут десятилетием коллабораций и сотрудничества. Выживут те, кто умеет находить новых клиентов и закрывать их потребности с помощью цифровых сервисов. Но есть и хорошая новость – расстановка сил изменится и есть шанс поучаствовать в переделе рынка.


На основе выступления на FinAuto-2020