Наша основная задача на 2020 год состояла в том, что нужно было минимизировать потери и сработать, как говорится, в ноль. С учетом летнего подъема это практически удалось, хотя все равно остался небольшой минус. Но главной нашей победой мы считаем сохранение команды — нам удалось удержать 80% нашего персонала и полностью сохранить управленческую команду. Удалось договориться практически со всеми владельцами наших помещений. Я считаю, что 90% наших арендодателей оказались порядочными людьми, за что им безмерно благодарен. Но пришлось закрыть один ресторан, к сожалению.

Начало 2021 года не оправдало ожиданий, не принесло роста продаж. Но в любом случае он лучше 2020 года. Если говорить про разные рестораны в рамках моего бизнеса, могу сказать, что практически все концепции чувствуют себя одинаково стабильно. Как говорят врачи, состояние удовлетворительное. Могу сказать, что рестораны в центре города недополучили гостей, а заведения в спальных районах выросли. Заведения в центре Петербурга терпят катастрофические потери и сильно теряют как в выручке, так и в принципе в перспективе роста. Потому что туриста практически нет. Плюс российский туризм уничтожили акции в поддержку Навального.

Наша сеть Fitness House, к счастью, в целом чувствует себя стабильно. Во многом благодаря скидкам и преференциям со стороны арендодателей. Мы нарастили массу клиентов за счёт закрывшихся клубов других сетей. Но, к сожалению, цены находятся в нижнем сегменте и в выручке до сих пор есть определенное падение. Особенно сильно провалились клубы в районах, где живут люди с низким доходом.

Сокращение числа клубов даст существующим сетям возможность чувствовать себя более спокойно и извлекать нормальную норму прибыли.


В 2021 году мы планируем открыть 8 клубов в регионах и только 2 клуба в Петербурге, так как в этом городе фитнес-клубы уже в избытке.

Если говорить про будущее ресторанного рынка, я считаю, что на сегодняшний день нет такого понятия как моно-рестораны. Практически во всех концептах присутствуют разные кухни, к примеру, мы в Che Group открыли шикарный азиатский ресторан Chang. В его меню присутствует японская, китайская, сингапурская, тайская и французская кухня. Не поверите - востребовано всё. Если говорить про формат фуд-холлов, мне кажется, что их время уже прошло. Да, был пик популярности, но сегодня они будут терять позиции.

Есть ощущение, что ресторанный рынок — не лучшее направление для инвестиций. На мой взгляд, инвесторам стоит поискать другие направления. В Петербурге на сегодняшний день я вижу переизбыток ресторанных концепций, поэтому сложно сказать, в какие форматы есть смысл инвестировать. В том числе в детском сегменте тоже присутствует определенный профицит предложений. Мы, например, не планируем открывать новые детские клубы. В регионы тоже идти не собираемся. Потому что ресторанный бизнес очень персональный, к тому же, просто нет лишнего человеческого ресурса, чтобы отправить его в регионы.