Многие собственники торговых центров знают, что такое пустые площади, они есть практически в каждом молле. Кто-то запускает проекты, не до конца заполнив пространство арендаторами, кто-то сталкивается с проблемой исхода операторов. У всех свои истории. Особенно в кризис.

У нас в портфеле 40 торговых центров (запущенных и строящихся), которые посещают более 200 млн человек в год. Не все эти объекты заполнены арендаторами на 100%. Чтобы площади не простаивали, мы время от времени заполняем их собственным ретейлом. Дело в том, что в ГК «Ташир» более 200 разных бизнесов, не связанных с девелопментом. У нас есть собственные рестораны, есть магазины товаров для дома («Наш Дом»), Family Room и Goods House, есть операторы развлечений («Циркус», «Синема Стар»), есть универмаг (Take Away), коворкинг, собственный банк (ФораБанк) и другие.

Если взять все наши проекты из сферы ретейла и общепита, мы легко сможем заполнить только своими брендами примерно треть торгового центра среднего размера. Важно, что каждый из них — отдельный самодостаточный бизнес в рамках холдинга. Эти компании отлично развиваются на арендованных площадях и в стрит-ретейле, и в моллах (и не только в России, но и за ее пределами). Если они заходят в наши торговые центры, то платят арендную ставку, как любой другой сторонний оператор, — без льгот и преференций.

Какими необычными арендаторами моллы заполняют свои площади читайте здесь.



Для нас, как для девелопера, в этом немало плюсов. Во-первых, наши площади не простаивают: можно спокойно наводить в ТЦ порядок, менять арендаторов и усиливать пул. Во-вторых, это повышает удобство управления объектом, особенно если у ТЦ есть своя управляющая компания. В-третьих, это дает девелоперу возможность оказаться в шкуре ретейлера и взглянуть на ситуацию на рынке (и в конкретном объекте) с другой стороны. Это, безусловно, полезно. И, наконец, в-четвертых, зная специфику ТЦ (его трафик, средний чек и другие основные показатели), можно протестировать новый ретейл-бизнес, спрогнозировать, как он будет развиваться, и минимизировать риски еще до его выхода на открытый рынок.

Но есть в такой стратегии и сложности. Главный риск — финансовый. Исходя из нашего опыта, на стадии запуска умирает около 30% стартапов. Это, честно говоря, небольшой процент, если оценивать общую ситуацию на рынке. Но цена ему — набитые нами шишки и синяки за те 20 лет, что мы учились отбирать идеи с потенциалом.

Вторая сложность — отсутствие опыта в новой сфере. Например, при запуске коворкинга «Атмосфера» в «РИО» на Ленинском мы двигались методом проб и ошибок, потому что никто из нас не понимал, что нужно делать, и невозможно было найти на рынке команду, которая знала бы, как проектировать, как зонировать пространство, как рассчитывать экономику.

О креативных пространствах для ретейла и общепита читайте здесь.



Третья проблема — своевременное закрытие или ротация своих проектов. Очень непросто соблюсти баланс между собственными интересами как девелопера, и как ретейлера. Рано или поздно возникает вопрос: что выбрать — свой ретейл или все-таки стороннего арендатора, который предлагает за те же площади более высокую ставку? Тут важно, чтобы не появилось ощущение раздвоения личности, которое не дает сохранить трезвость ума и принять правильное решение. Мы обычно выбираем того, кто предлагает больше. Потому что торговые центры — наш основной бизнес. Но тут, как говорится, каждый выбирает для себя.

Для девелоперов, которые только планируют создать свой ретейл, я хочу дать несколько вредных советов. Делайте наоборот — и у вас все получится.


Пять вредных советов от «Ташира»:

1. Выберите лучшую локацию в своем торговом центре и никому ее не отдавайте, даже якорному арендатору.

2. Уберите из молла всех конкурентов собственного ретейла.

3. Дайте своему ретейлу ставку 1% от товарооборота (а лучше 0%), и обязательно без фиксированной части.

4. Не «сажайте» свой ретейл в чужие торговые центры, ведь там придется играть по рыночным правилам.

5. Как бы плохо ни шли дела, никогда не закрывайте свой магазин или кафе! Продолжайте генерировать убытки!

По мотивам выступления на «Днях торговых центров» Российского совета торговых центров (РСТЦ)