Промышленно-финансовая группа «Сафмар» Михаила Гуцериева, которая ранее не владела розничными активами в сфере электроники и бытовой техники, скупила трех крупнейших игроков в России — «М.Видео», «Эльдорадо» и «Техносилу». И находится в стадии оформления четвертой сделки — с немецким Media-Saturn-Holding (MSH) по покупке российских магазинов MediaMarkt. После чего «Сафмар» будет контролировать 31% рынка.

Теперь здесь будет «Эльдорадо»
MediaMarkt последнее время терял позиции. По итогам 2017 года его выручка в России составила около 34 млрд рублей без НДС против 43 млрд рублей в 2016 году, подсчитало агентство INFOLine. Сам бренд в сделку не вошел. Очевидно, что для «Сафмара» не было смысла тратить деньги на использование его в России: это достаточно дорогое удовольствие, а лояльность покупателей к нему за последние годы снизилась. Основной интерес Михаила Гуцериева – получение локаций, которые занимает MediaMarkt в торговых комплексах, особенно в Москве и Петербурге (а в двух столицах находится 17 объектов), где практически не строится новых ТРК.

Доля немецкого ретейлера на рынке электроники и бытовой техники в России составляет всего лишь 2,5-3%. Весь рынок по итогам 2017 года INFOLine оценил в 1,5 трлн рублей. По отношению к 2016 году он вырос на 4% в рублях. Одновременно Media-Saturn-Holding намерен приобрести 15% акций «М.Видео». ФАС России в конце июля должна вынести решение о сделке. Обе стороны планируют завершить ее в сентябре этого года. После чего немецкий бренд уйдет с российского рынка, а площадки магазинов в основном займет «Эльдорадо».

«М.Видео» и «Эльдорадо» будут работать в разных ценовых форматах. Если «М.Видео» — это большие магазины площадью до 2 тыс. м2, то торговые площади «Эльдорадо» после реконцепции, которая начнется в этом году, сократятся с нынешних 1,2-2 тыс. м2 до 600-800 м2. Интерьеры этой сети будут оформлены в стиле лофт.

Управлением объединенной компанией занимаются Павел Бреев и братья Александр и Михаил Тынкованы, основатели «М.Видео», которая, кстати, является единственной публичной компанией на этом рынке. В итоге бизнесмены, продавшие свой актив, продолжают развивать свое детище, зарабатывая на его управлении.

Пять задач Михаила Гуцериева
После того как завершится объединение «М.Видео» и «Эльдорадо», а также будет закрыта сделка с MediaMarkt, «Сафмар» сосредоточится на пяти ключевых направлениях в приобретенных розничных активах:

  • развитие «М.Видео» в сегменте средний плюс;
  • развитие «Эльдорадо» в сегменте средний минус;
  • развитие маркетплейса Goods.ru, который продает, по его данным, более 250 тыс. товаров от 300 интернет-магазинов – от крупной бытовой техники до стремянок и систем полива. Онлайн-площадка начала работу в 2017 году в Москве и Московской области, в планах – выход в города-миллионники до конца 2020 года. Планы огромны: в среднесрочной перспективе «М.Видео» рассчитывает привлечь в рамках проекта более 5 тыс. партнеров и занять лидирующие позиции на российском рынке онлайн-торговли с долей не менее 15%. «В США, Европе, Китае доля маркетплейсов в общем объеме интернет-коммерции достигает 60%, в России этот показатель намного ниже. Мы видим перспективы развития этого направления на российском рынке и готовы предложить вендорам и ретейлерам не только прозрачную систему расчетов, но и решение вопросов по доставке, обмену, возврату, а также маркетинговым акциям», — говорил президент «М.Видео» Александр Тынкован.
  • развитие сети m_mobile. Это новая сеть магазинов по продаже цифровой техники и сопутствующих аксессуаров и сервисов площадью 200-300 м2. Изначально (с конца 2016 года) зоны m_mobile «М.Видео» развивала в формате «магазин в магазине». Проект показал неплохие результаты: оборот в 2017 году вырос на 14%, продажи аксессуаров — на 54%. Доля выручки от цифровых категорий в общей выручке компании достигла 27%. Поэтому было принято решение открывать отдельно стоящие магазины.
  • развитие интернет-магазинов двух сетей, которые показывают хорошую динамику выручки. Например, в «М.Видео» доля онлайн-продаж составила 36,7 млрд рублей.

Как рассказал MarketMedia один из топ-менеджеров «М.Видео», сейчас сильно меняется поведение покупателей. И задача компании, развивая омниканальные продажи, заставить покупателя после посещения интернет-магазина прийти за заказанным товаром в классический магазин. «Для нас это идеальная модель поведения покупателя. Так как, придя в наш магазин, он с высокой долей вероятностью купит что-то еще из сопутствующих товаров», – отмечает топ-менеджер.

Пятерка лидеров
В результате всех изменений на рынке вторым крупнейшим игроком стала владивостокская сеть DNS, которая выросла в мощного федерального игрока с оборотом почти 200 млрд рублей, по оценке INFOLine. Далее следует объединенная в мае сеть «Евросеть-Связной», в которой крупнейшим акционером является SLV Олега Малиса, а миноритарным – «МегаФон». Суммарный оборот «Евросеть-Связной» по итогам 2017 года превысил 146 млрд рублей. Далее следует электронный дискаунтер «Ситилинк» с оборотом 50,9 млрд рублей.
  

Эта пятерка занимает практически половину рынка с суммарным оборотом 700 млрд рублей, остальную половину делят локальные игроки".


Эксперты прогнозируют, что драйвером продаж российского рынка электроники и бытовой техники в ближайшем будущем станет цифровая техника (смартфоны и все сопутствующие аксессуары). Не исключено, что на рынке продолжится дальнейшая консолидация – даже внутри пятерки лидеров. Одним из интересных активов является «Ситилинк», который объединяет интернет-магазин, 50 полноформатных магазинов (в том числе и площадью более 2 тыс. м2) и 470 пунктов выдачи товаров в 320 городах России.

«Ситилинк» среди компаний по продаже электроники и бытовой техники по итогам 2017 года наторговал в Интернете больше всех, на втором месте — DNS, который наторговал на 39 млрд рублей (+61%), подсчитало агентство Data Insight. Интернет-продажи «М.Видео» выросли в 2017 году на 41%, до 36,7 млрд рублей. При этом выручка былого лидера онлайн-продаж «Юлмарта» упала на 40%, до 29,5 млрд рублей.

По мнению экспертов, в целом на рынке наблюдается тенденция по сокращению среднего чека, хотя количество покупок, скорее всего, растет. Кроме того, активное развитие интернет-продаж бытовой техники и электроники тоже отъедает долю у традиционных сетей.

По прогнозам GlobalMarketInsights Inc, мировой рынок потребительской электроники превысит $1,5 трлн к 2024 году. И будет расти за счет новинок в таких категориях, как смартфоны, наушники, динамики и бытовая техника.

422 магазина

«М.Видео» в 169 городах России насчитывала сеть на 31 марта 2018 года. Торговая площадь магазинов составляет 690 тыс. м2 , общая площадь – 932 тыс. м2


Выручка топ–6 сетей в России за 2017 год, торгующих электроникой и бытовой техникой

Что русскому хорошо, то немцу…
Media-Saturn-Holding — один из лидеров европейских продаж электроники. Он успешно развивает в Европе два бренда — Saturn и MediaMarkt, зарекомендовал себя как новатор рынка электроники и бытовой техники. Однако российский рынок компании так и не покорился. 

Там
В Европе компания постоянно внедряет инновации. Например, 3 месяца назад немецкий ретейлер запустил в Австрии в сети SaturnExpress первый в Европе магазин электроники и бытовой техники без кассиров. Итоги эксперимента подвели 30 мая и признали успешными. Технически покупка происходила следующим образом: покупатели сканировали штрихкод товара, который они хотели приобрести, используя приложение SaturnExpress на своем смартфоне, после чего происходила автоматическая оплата кредитной картой или PayPal. Средний чек в этом магазине составил около 50 евро, его каждый день посещало около 500 человек.

По словам главного специалиста по инновациям MediaMarktSaturn RetailGroup Мартина Уалда (Martin Wild), положительные цифры от SaturnExpress подтвердили, что оплата товара без кассиров и кассы будет играть важную роль в совмещении преимуществ покупок в магазине и онлайн. В настоящее время компания работает еще над несколькими пилотными инновационными проектами. В Швейцарии, например, компания весной начала установку 2,2 тыс. точек выдачи товара, заказанного в его интернет-магазине для большего удобства клиентов. Эти точки ретейлер устанавливает на заправочных станциях Shell, в почтовых отделениях, на железнодорожных станциях и пунктах доставки DPD Pickup.

А в Швеции MediaMarkt объединился с новым шведским производителем электромобилей Uniti. Этот электрокар, по замыслу авторов проекта, должен полностью перевернуть представление об электромобилях. По мнению ретейлера, важность современной бытовой электроники в автомобилях только растет. Этому будет способствовать в том числе и развитие беспилотных транспортных средств. Поэтому MediaMarkt в Швеции теперь предлагает автомобили онлайн, а также в двух своих магазинах, где клиенты могут его посмотреть. В продажу он поступит в 2019 году.

Здесь
Однако в России MediaMarkt так и не стал успешным. Участники российского рынка говорят о том, что немецкий ретейлер не почувствовал российского покупателя. Кроме того, он совершил ряд ошибок, среди которых агрессивные скидки на определенную категорию товаров, в то время как на остальной товар они были выше, чем у конкурентов. За счет этого сформировалось ощущение, что у сети высокие цены. Начали снижаться выручка и оборачиваемость товара, образовались огромные стоки. По словам топ-менеджера одной из сетей электроники и бытовой техники, Media-Saturn-Holding после кризиса 2014 года перестал вливать дополнительный капитал в развитие MediaMarkt в России.

По мнению Ивана Федякова, падение выручки MediaMarkt в 2017 году на 9 млрд рублей связано с разными причинами: это и падение покупательской активности, и снижение цен на фоне укрепления рубля (так как электроника привязана к курсу доллара), и приход более дешевых китайских брендов (например, Xiaomi уже обогнал Apple по продажам смартфонов в интернете в России).