Российские торговые сети преодолели первый шок от санкционного кризиса. В моменте отлаженные логистические цепочки разрушились, ушел ряд зарубежных поставщиков, продолжает сокращаться платежеспособный спрос. Все это потребовало от участников рынка моментальной реакции и готовности быть гибкими, чтобы стабилизировать ситуацию и сохранить устойчивость бизнеса в непростое время.

В пик кризиса продовольственная торговля столкнулась со значительными проблемами в доставке свежей продукции, включая импортные овощи и фрукты. Многочисленные контейнеры оказались в простое перед границей и простаивали длительное время. Первой ситуация стабилизировалась именно в категории ФРОВ (фрукты и овощи — Ред.), тут в ход пошли альтернативные каналы поставок (море, железная дорога), а также подключились партнерские сети автоперевозчиков.

Благодаря содействию ответственных ведомств удалось расширить доступ на рынок Турции и Египта. Ранее за продуктами из этих стран был ужесточен контроль, а с ноября прошлого года по требованию Роспотребнадзора был ограничен введены ограничения по ввозу лимонов, мандаринов, апельсинов, винограда и др. позиций из этих стран.

Сейчас уже сняты ограничения на ввоз товаров с египетского рынка, временно отменен санитарно-карантинный контроль мандаринов из Турции.

При этом продолжается работа с исключением запретов ввоза апельсинов, грейпфрутов, перцев и гранатов из Турции.


В результате активного взаимодействия с руководством Россельхознадзора сняты ограничения при ввозе семян, саженцев и свежих овощей, фруктов из большинства стран.

В целом игрокам удалось быстро переориентироваться на предложения с других рынков, а также найти альтернативные варианты выстраивания логистики с европейскими поставщиками, которые намерены продолжать сотрудничество, однако испытывали сложности с доставкой товаров на российский рынок – это, например, балканские страны.

Также большое внимание уделяется работе с отечественными производителями. Торговые сети активно проводят региональные закупочные сессии и знакомятся с продукцией новых поставщиков практически во всех категориях. По отдельным из них, например, «молочка», хлеб, мясная продукция, уже сейчас доля отечественных товаров в сети может колебаться от 95 до 100%. В качестве одной из стратегий сохранения ассортимента крупные сети также рассматривают углубление сотрудничества с локальными поставщиками – субъектами МСП, среди которых встречаются и ИП.

Правда при таком подходе нужно помнить, что радиус доставки свежей продукции от фермерских хозяйств ограничен - как правило, это не более 100 км. Зачастую один небольшой поставщик просто не может работать сразу для нескольких регионов. Небольшим поставщикам сложно обеспечивать объемы и требования по маркировке и упаковке, которые в федеральных сетях гораздо серьёзнее, чем, например, в объектах нестационарной торговли. Нужны рабочие механизмы, в том числе с поддержкой государства, которые помогли бы в развитии сотрудничества сетей с малыми предприятиями. Например, АКОРТ уже поддерживает идею создания фермерских кооперативов – когда несколько поставщиков от одного региона объединяются в пул.

В мае у ретейлеров возобновился рост ассортимента по «просевшим» категориям: как за счет альтернативных поставщиков из Турции и азиатских стран, так и за счет расширения линейки собственных марок торговых сетей.

Например, «Магнит» в апреле выпустил под СТМ почти на 32% больше товаров, чем за аналогичный период прошлого года.


«Ашан» только за май увеличил долю СТМ в обороте на 3 процентных пункта. Продажи товаров под СТМ растут как в денежном, так и натуральном выражении, и ожидаемо продолжат расти.

Тот процесс, который мы сейчас наблюдаем в отрасли можно в целом охарактеризовать как «большая перестройка торговли». Идет активный поиск альтернатив – запустились поставки из Турции, Китая, Ирана, растет ассортимент товаров под собственными торговыми марками сетей.

Сложнее ситуация обстояла в непродовольственном секторе. Уровень зависимости от импортных товаров и комплектующих тут выше, чем по продовольствию. Поэтому нормализация ситуации потребовала от игроков серьезных усилий. Во-первых, шел поиск качественных альтернатив привычным для потребителей товарам, например, на рынках Турции, Китая, Индии и Ирана. Поставщики из этих стран предлагают широкий выбор парфюмерии, косметики, средств гигиены, товаров легпрома, электроники и бытовой техники. Однако новым брендам еще предстоит завоевать доверие российского потребителя.

Во-вторых, непродовольственные ретейлеры также существенно расширили собственные СТМ-линейки, в том числе и за счет электроники и бытовой техники, которая производится в странах Евразийского союза. И потребители это оценили – в группе «М.Видео-Эльдорадо» продажи бытовой техники под СТМ сетей в марте-апреле выросли в 2,2 раза в годовом выражении, а по сравнению с 2020-м годом выросли более чем в семь раз.

Что касается государственного регулирования торговой отрасли – важно сохранить баланс между стремлением к импортонезависимости критически важных отраслей экономики и поддержанием бесперебойной работы товаропроводящей цепи. Для этого необходим ряд мер - дать возможность оплачивать транспортные расходы и аренду кредитными средствами, распространить параллельный импорт на продовольственные товары и обнулить пошлины на ряд продовольственных товаров; продлить до конца года прекращение весового контроля грузовых автомобилей, снизить до нулевой ставки оплату за систему «Платон» и установить нулевую ставки НДС на импортируемые запчасти.

Члены АКОРТ настороженно восприняли инициативу об ответных ограничениях на движение грузовиков из Евросоюза по аналогии с Белоруссией. Очевидно, что любое ужесточение ограничений приведет к перебоям в поставках скоропортящихся продуктов, для которых даже недельная задержка будет критична. Логистика в новых условиях еще выстраивается, и крайне важно не вводить дополнительных ограничений на грузоперевозки, а также по-максимуму поддержать торговую сферу в части смягчения тарифов.