Для торговых центров сейчас трудные времена. Многие объекты закрыты или работают вполсилы. И ситуация очень подвижная, шаткая и непредсказуемая. Но это не повод опускать руки. Мы, как и многие наши коллеги по рынку, продолжаем работать, хоть и в несколько ограниченном формате.
 
У нас в собственности и под управлением четыре ТРЦ, где сейчас работают от 3 до 15% арендаторов (если считать от общего числа), но большая часть пространства моллов не задействована. Тем не менее торговый центр невозможно закрыть или частично отключить от систем жизнеобеспечения. Это единый живой организм, жизнь в котором нужно поддерживать постоянно. Поэтому на время карантина мы выстроили четкий график работы персонала, в том числе сотрудников управляющей компании. Представитель УК всегда есть в ТРЦ. Это дежурный менеджер, который полностью контролирует ситуацию и принимает решения в рамках своих полномочий. 

Также на объектах присутствуют подрядчики — клининг и охрана (правда, в усеченном составе). Все они соблюдают требования протокола, разработанного на время эпидемии.
Мы обязали магазины, которые работают в наших ТРЦ, сделать разметку на полу у касс, которая позволяет соблюдать социальную дистанцию. Около травалаторов, эскалаторов и лифтов разместили объявления, где также попросили посетителей соблюдать дистанцию. Кроме того, разместили в социальных сетях информацию о том, какие магазины открыты, какой у них режим, какие арендаторы работают в режиме доставки. 

В своей работе с арендаторами мы придерживаемся стратегии win-win, поэтому стараемся искать компромисс. Сначала закрыли часть бизнесов на основании решения государственных органов. В наших ТРЦ это были кинотеатры и фуд-корты. Этим арендаторам мы начислили и выставили к оплате сервисный сбор (ОПЕКС, эксплуатационные расходы, операционные расходы) на период простоя.

Потом, когда закрылись многие генерирующие трафик магазины, у оставшихся в игре арендаторов возник вопрос: как они будут платить за помещение? И мы решили, что перейдем в режим короткого планирования работы, и каждый месяц, исходя из ситуации, будем пересматривать условия. Я назвала эту тактику case by case (индивидуальный подход), поскольку ее реализация очень зависит от категории арендатора и от его пути в конкретном торговом центре.

А на третьем этапе кризиса, когда большая часть арендаторов вынужденно остановила работу, мы плавно перешли в режим LOCKDOWN (полная блокировка) и предложили арендаторам оплачивать в полном объеме лишь сервисный сбор, который идет на поддержание систем работы ТРЦ. Отклик с их стороны на это предложение был положительный. Ведь они сейчас в очень сложной ситуации. На рынке много конфликтов из-за арендной ставки. Вариант оспорить ее в суде не самый простой, ведь никто не знает, сколько это займет времени и каким будет судебное решение. 

Мы осознанно пошли навстречу нашим арендаторам, поскольку и дальше надеемся видеть их в качестве своих партнеров. Коммуникации с ними мы поддерживаем через специальный внутренний онлайн-портал. Делаем для них видеообращения, где рассказываем о том, что происходит в ТРЦ, как будут выстраиваться наши отношения с ними в новых условиях, освещаем происходящие изменения. 

Вы спросите: где же торговому центру в такой сложной ситуации брать деньги? Приходится оптимизировать все, что возможно без ущерба для качества работы. Поскольку места общего пользования, а также парковка были закрыты, пространство для уборки и охраны уменьшилось, и мы смогли сократить объем услуг подрядчиков по безопасности и клинингу. В плане безопасности мы сделали акцент на работе камер видеонаблюдения. Но отдаем себе отчет в том, что из-за растущей безработицы не исключены какие-то беспорядки или мародерство. Поэтому охрана в ТРЦ должна быть. Во всяком случае охранники должны быть готовы оперативно отреагировать на возможный сигнал тревоги. Кроме того, мы отменили у себя плановые ремонты. А техобслуживание торговых центров оставили пока без изменений, но возможно, будем пересматривать график предупредительных работ. 

В заключение хочу посоветовать всем коллегам просчитать риски для своего объекта. Сделайте анализ вероятности возникновения форс-мажоров и их влияния на ваш бизнес. Выделите те риски, которые для вас максимально неприятны, и составьте план действий, который позволит их минимизировать или полностью исключить. Тогда ни одно событие не застанет вас врасплох.