1. Продуктовые ретейлеры не планируют с 1 января повышать цены из-за увеличения НДС
Сеть Billa уведомила поставщиков о том, что не будет с начала года повышать цены из-за увеличения НДС, сообщают «Известия». В письме ретейлера к поставщикам указано, что «с учетом условий подписанного договора поставки увеличение ставки НДС не означает, что окончательная цена товара также подлежит автоматическому увеличению». В компании указали, что «по мнению налоговых органов, неизменность цены товара, указанной в договоре поставки, относится к коммерческим рискам поставщика».
Похожим образом поступили в сети магазинов «Ярче». Гендиректор компании Андрей Лучин направил партнерам письмо, в котором предупредил о введении моратория «на любые корректировки цен поставки (в части повышения)» до 15 января 2019 года. В компании изданию объяснили это желанием избежать скачка цен в новогодний период.
В «Руспродсоюзе» рассказали, что крупнейший ретейлер России X5 Retail Group устно уведомляет поставщиков о непринятии новых цен партнеров. «Учитывая лидерство торговой сети и объемы продукции, которые она продает, перед поставщиком стоит непростой выбор — например, работать в убыток, снизить качество ингредиентов или приостанавливать поставки с риском разорвать договорные отношения с сетью. Более того, потерять значительный канал сбыта продукции», — приводит издание слова исполнительного директора ассоциации Дмитрия Вострикова.
2. $1 млрд для крупнейшего онлайн-маркетплейса Индонезии
Китайская Alibaba Group и японский SoftBank вложили более $1 млрд в крупнейший онлайн-маркетплейс Индонезии Tokopedia, сообщает vc.ru со ссылкой на Bloomberg. В индонезийской компании не стали называть свою оценку по итогам инвестраунда, однако источники Bloomberg оценили компанию более чем в $7 млрд, что делает Tokopedia самым дорогим стартапом страны.
В компании рассказали, что привлеченные средства направят на развитие логистики, инструментов для обработки платежей и финансовых услуг для продавцов, а также на развитие в других сферах бизнеса. В настоящее время компания в дополнение к электронной коммерции занимается распространением билетов на поезда и самолеты.
Tokopedia работает по модели маркетплейса, связывая продавцов и покупателей. При этом компания обеспечивает логистику и оплату товаров. В компании, работающей с 2009 года, указывают, что обслуживают 93% населения Индонезии, а в 2017 году продажи Tokopedia выросли в 4 раза.
В Alibaba уже не первый раз вкладывают средства в индонезийский e-commerce. В 2017 году китайский интернет-гигант вложил в Tokopedia $1,1 млрд, а с 2016 года компания инвестировала несколько миллиардов долларов в главного конкурента Tokopedia на индонезийском рынке — сингапурскую Lazada.
3. Претенденты на магазины Castorama
Leroy Merlin, «Петрович», OBI и «Максидом» претендуют на покупку магазинов Castorama, сообщает «Ъ» со ссылкой на двух консультантов на рынке недвижимости. В частности, Leroy Merlin, «Петрович», OBI и «Максидом» претендуют на покупку четырех гипермаркетов Castorama в Москве и Подмосковье. Основным претендентом на российские объекты Castorama в регионах является французская Leroy Merlin.
В пресс-службе Leroy Merlin заявили, что на данный момент у компании нет планов покупать бизнес Castorama в России. В OBI отметили, что российский рынок приоритетный для компании и они внимательно следят за происходящим в DIY-сегменте. В «Петровиче» от комментариев отказались, а в «Максидоме» и Castorama не ответили на запросы издания.
Castorama владеет в России 18 отдельно стоящими гипермаркетами общей площадью более 225 тыс. м2 (торговая площадь — 180 тыс. м2) и двумя магазинами внутри торговых центров в Москве и Челябинске. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров оценил стоимость российского бизнеса Castorama в 24-26 млрд рублей. В России Castorama начала работать в 2006 году. К 2017 году компания поднялась на четвертое место в рейтинге DIY-ретейлеров. О предстоящем уходе с российского рынка в компании заявили в ноябре 2018 года. «Ъ» отмечает, что, по данным «СПАРК-Интерфакс», последние 4 года ООО «Касторама Рус» работало в убыток (2,82 млрд рублей в 2017 году), а оборот компании снизился в прошлом году на 4%, до 32,49 млрд рублей.
4. Интернет-ретейлер выходит в розницу
Крупный российский онлайн-ретейлер Lamoda в 2019 году откроет в Москве первый офлайн-магазин, сообщает vc.ru со ссылкой на представителя компании. Магазин Lamoda Market начнет работу в первом квартале 2019 года в московском торговом центре «Атриум». Площадь помещения составит 1 тыс. м2. В нем покупателям предложат около 200 брендов одежды и обуви, а также зоны с Wi-Fi и кофе.
Торговая точка объединит классический офлайн-магазин и пункт выдачи заказов. Клиенты смогут покупать вещи, имеющиеся в наличии, а также получать и примерять интернет-заказы. Ассортимент магазина будет меняться не раз в сезон, как у обычных ретейлеров, а каждый месяц или даже чаще, отметили в компании. Кроме того, ретейлер планирует привлекать клиентов мастер-классами стилистов. Еще одной особенностью магазина является возможность заказать услугу доставки покупок на дом.
5. Обновление кадров в «Магните»
Бывший глава «Перекрестка» Владимир Сорокин, который покинул X5 Retail Group в конце июня, займет пост заместителя генерального директора — коммерческого директора «Магнита» с 15 января, сообщается в материалах ретейлера. Он будет отвечать за развитие коммерческого направления, ассортиментную политику, категорийный менеджмент, ценообразование и маркетинг. Совет директоров также решил расширить состав правления «Магнита» с шести до восьми членов с 15 января 2019 года для усиления команды.
Помимо Сорокина, к команде «Магнита» присоединяется бывший вице-президент ВТБ Юрки Талвитие, который будет отвечать за разработку и внедрение политики стратегических коммуникаций, реализацию конкретных планов коммуникаций с ключевыми аудиториями и развитие отношений с ними, создание инструментов стратегического анализа и прогнозирования в должности директора по стратегическим коммуникациям.
6. За покупками в Сбербанк
«Яндекс.Маркет» запустил выдачу покупок в отделениях Сбербанка, сообщает РИА «Новости».
«Большинство отделений находится в очень хороших, проходных местах, где есть большой пешеходный трафик. Это первое. Второе — мы не планируем там открывать пункты выдачи, где будет сидеть человек, квитанции выписывать и выдавать товар. Мы планируем тестировать — и уже на самом деле начали — такие небольшие постаматы-локеры для частотных покупок, для небольших покупок», — рассказал на Дне аналитика Сбербанка гендиректор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков.
Топ-менеджер подчеркнул, что новый сервис не создаст дополнительных очередей в отделениях банка, потому что транзакция происходит буквально несколько секунд. Человек либо вбивает код, либо сканирует свой код.
О планах по установке постаматов в отделениях Сбербанка первый зампредседателя банка Лев Хасис рассказывал в октябре. Тогда он отметил, что для установки устройств подходит 5-6 тыс. отделений.
7. МТС откроют кофейни Costa Coffee
Оператор мобильной связи «МТС» и «Росинтер Ресторантс Холдинг», управляющий британской сетью кофеен Costa Coffee в России, договорились об открытии кофейни в салоне МТС на улице Малая Дмитровка в Москве, сообщили «Ъ» в МТС.
Решение о месте открытия кофейни было принято на основе геоаналитики и загруженности заведений общественного питания, которые встречаются по пути следования основных пешеходных маршрутов, пояснили в МТС. По оценке МТС, открытие кофейни увеличит покупательский трафик в салоне на 20-25%. Если этот эксперимент окажется успешным, МТС планируют масштабировать сотрудничество на регионы и ориентируются на несколько десятков точек в 2019 году, уточнили в пресс-службе.
8. Обновление «Il патио»
«Росинтер Ресторантс Холдинг» начал реконцепцию ресторанной сети «Il патио», сообщают «Ведомости». Президент холдинга Сергей Зайцев рассказал, что в обновленных ресторанах на 15% оптимизируют меню за счет закусок и салатов, а все блюда будут готовиться из свежесделанной пасты собственного производства. Эти категории блюд формируют почти 50% выручки. Кроме того, в залах обновленных ресторанов расположатся корнеры итальянских продуктов.
По словам Зайцева, в настоящее время в заведениях на Таганке и на 1-й Тверской-Ямской в Москве уже открыты тестовые корнеры. Новая концепция подразумевает новое визуальное оформление. В частности, заведения будут иметь светлый и спокойный дизайн с живыми растениями и приглушенным светом. По его словам, это создаст атмосферу уютной итальянской гостиной.
Представитель «Росинтера» рассказал, что к концу 2018 года в новой концепции будут работать 60% заведений сети, а в 2019 году — 80%. В реконструкцию каждого ресторана потребуется вложить от 7-9 млн до 20 млн рублей в зависимости от объема работ. В ресторанном холдинге считают, что обновление позволит увеличить выручку сети как минимум на 10%.
9. Акции «Ленты» обвалились на 13%
Котировки крупнейшей российской сети гипермаркетов «Лента» упали на 13% за 2 дня. Рынок негативно среагировал на новость о том, что в компании поменялся гендиректор: об уходе Яна Дюннинга с поста генерального директора стало известно в прошлую пятницу. Акции упали на 7,7% в тот же день, а в понедельник, 10 декабря, продолжили обвал, потеряв еще 6,7%, сообщает Бизнес.ру.
Ян Дюннинг успешно возглавлял «Ленту» в течение почти 10 лет. Его отставка привнесла неопределенность, чего рынок не любит больше всего. По мнению некоторых экспертов, смена руководства «Ленты» отражает те трудности, которые переживает весь ретейл на фоне снижения спроса и покупательной способности населения, смещения потребительских предпочтений и усиления конкуренции внутри сектора. Отчет «Ленты» за III квартал этого года не слишком впечатлил инвесторов. Рост выручки замедлился до 12,6% (в 2017 году было 18,5%), в то время как главные конкуренты сети «Магнит» и Х5 увеличили темпы роста. За последний квартал «Лента» не открыла ни одного нового гипермаркета, хотя сильной стороной ретейлера всегда был именно этот формат. В сегменте супермаркетов у дома, которые открывает «Лента» сейчас, конкуренция очень высока.
10. Все познается в сравнении
«Яндекс.Маркет» разработает аналог своего сервиса сравнения цен онлайн-магазинов для офлайн-ретейла, сообщил гендиректор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков. Его слова приводит «Интерфакс».
Топ-менеджер отметил, что сейчас компания предоставляет сервисы только для онлайн-магазинов, на которые приходится около 4-5% продаж в России. Всего к ним подключено 25 тыс. продавцов. «Пользу, которую мы генерируем для интернет-торговли, мы оцениваем сейчас в сумму порядка 160 млрд рублей, это оценка на этот год», — уточнил гендиректор «Яндекс.Маркета».