1. Ретейлер отказывается от гипермаркетов
X5 Retail Group в течение 2 лет трансформирует сеть гипермаркетов «Карусель». Часть магазинов — 20 объектов закроют к 2022 году. Еще 34 гипермаркета переделают в супермаркеты большого формата и передадут под управление «Перекрестка». Закончить этот этап планируют к началу 2021 года. Оставшиеся 34 гипермаркета продолжат работать под брендом «Карусель», пока «менеджмент пилотирует различные улучшения и анализирует перспективы возможного изменения позиционирования, продажи или закрытия», отмечается в сообщении. На столь радикальные перемены в компании решились из-за покупателя, который «голосует ногами против гипермаркетов как формата». Популярность гипермаркетов в последние годы в мире падает. Этот тренд ощутили на себе и в X5. Сеть «Карусель» за первое полугодие 2019 года принесла X5 5,1% общей выручки и 2,9% консолидированной EBITDA.

Сейчас под брендом «Карусель» работает 91 магазин, 49 из которых открыты на собственных площадях, 42 — на арендованных. До принятия решения о трансформации X5 успешно тестировала открытие на базе гипермаркетов «Карусель» больших супермаркетов «Перекресток» с торговой площадью в среднем 2,5-3 тыс. м2. По оценкам самой Х5, негативный эффект от запланированной передачи и закрытия магазинов на чистую прибыль компании в III квартале 2019 года может составить 5-6 млрд рублей без влияния на денежный поток.

X5 Retail Group — один из крупнейших ретейлеров страны. На 30 июня 2019 года под управлением компании находились 15 тыс. 260 магазинов, включая 14 тыс. 385 магазинов «Пятерочка», 785 супермаркетов «Перекресток» и 90 гипермаркетов «Карусель».

2. Новые очаги возгорания
На этой неделе по стране прокатилась волна пожаров в торговых центрах и заведениях общепита.

В Новосибирске в четверг ночью начался пожар в ресторане «Максимилианс». Из-за грубых нарушений в эксплуатации электрооборудования загорелась отделка потолка. До приезда пожарных 50 посетителей и работников ресторана самостоятельно эвакуировались из здания.

Ранее в Нижневартовске (ХМАО) горел магазин «Светофор». Посетители и продавцы самостоятельно эвакуировались из магазина. Площадь, охваченная огнем, составляла 800 м2, также произошло обрушение кровли на 300 «квадратах». Позже в окружном управлении МЧС сообщили, что пожар локализован на площади 900 м2. На месте происшествия работали 54 человека и 11 единиц техники. Одной из предварительных версий возникновения пожара является проблема с электропроводкой.

На выходных горели ТЦ «Гранд Парк» в Грозном и ТЦ «Максим» во Владивостоке.

О том, почему опять горят моллы, читайте материал MarketMedia здесь.



3. Насколько выросли онлайн-продажи в Москве
На 20% в первом полугодии увеличился оборот московских магазинов, занятых в онлайн-торговле, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как подчеркнули в столичной мэрии, рост составил 88,2 млрд рублей. Доля онлайн-торговли составляет 6%. В мэрии считают, что у данного рыночного сегмента имеется существенный потенциал для роста, поскольку данные не учитывают онлайн-продажи других торговых компаний. Например, тех, чей основной вид деятельности не обозначен как интернет-торговля, но при этом присутствуют онлайн-продажи, и они используются все более активно в различных сегментах торговли. Как отметил вице-мэр Владимир Ефимов, с учетом этих факторов доля онлайн-продаж на рынке розницы будет увеличиваться. По его словам, общий оборот всех столичных предприятий розничной торговли в столице за первое полугодие 2019 года вырос на 14% — до 1,5 трлн рублей.


4. Розницу отлучили от ЕНВД
Совет Федерации одобрил законопроект, который вносит изменения в Налоговый кодекс. По трем категориям маркируемых товаров нельзя будет применять единый налог на вмененный доход (ЕНВД) уже с 1 января 2020 года. Между тем ранее комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам высказал ряд претензий к данному законопроекту. Например, в части ЕНВД и патентной системы налогообложения (ПСН) законом предусматривается введение с 1 января 2020 год запрета на применение ЕНВД и ПСН в отношении розничной торговли лекарственным препаратами, обувными товарами и предметами одежды, принадлежностями к одежде и прочими изделиями, подлежащим обязательно маркировке.

По мнению комитета, данная мера представляется не в полной мере обоснованной и соответствующей цели исключения из оборота на российском рынке нелегальной, контрафактной продукции, так как выполнение установленных требований в отношении указанной категории товаров возможно вне зависимости от применяемого режима налогообложения. Кроме того, поступления по ЕНВД и ПСН полностью зачисляются в местные бюджеты. Следовательно, переход налогоплательщиков, применяющих данные режимы налогообложения, на иные режимы налогообложения повлечет сокращение доходов местных бюджетов. При этом компенсация таких выпадающих доходов не предусмотрена, пишут СМИ.

О том, есть ли жизнь после ЕНВД, читайте здесь.



5. Алкоголь вне закона
Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий запрет продажи алкоголя в местах общественного питания, которые расположены в многоквартирных домах и на прилегающих территориях, сообщают СМИ.

Отмечается, что документ разрешает розничную торговлю спиртным только в тех ресторанах, барах, кафе и буфетах, у которых площадь зала обслуживания посетителей — не менее 20 м2. В Роспотребнадзоре заявили, что положительно относятся к этому запрету. В ведомстве рассказали о большом количестве жалоб в связи с работой заведений в жилых домах, занимающихся реализацией алкоголя в розницу.

Против ограничений выступили представили Ассоциации малоформатной торговли, которая объединяет владельцев розничных магазинов и небольших кафе в жилых домах. По словам ее президента Владлена Максимова, в российских городах «попросту нет отдельно стоящих помещений, в которых могли бы располагаться объекты цивилизованного бизнеса», пишет РБК. Он признал, что существуют лжекафе — магазины, которые мимикрируют под точки общепита ради возможности продавать алкоголь в ночное время. Однако бороться с ними он предлагает при помощи изменений санитарных правил, которые «безнадежно устарели».


7. Пекарни растут как на дрожжах
Пекарни обогнали фастфуды и вышли в лидеры российского рынка общественного питания по расходам клиентов, пишет «Коммерсант» со ссылкой на исследование NPD Group.

С июля 2018 года по июнь 2019 года расходы россиян в пекарнях выросли на 54%, сообщили в NPD Group, проанализировав рынок общепита в восьми регионах: Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Ростове-на-Дону и Самаре. При этом траты в фастфудах, которые ранее занимали ведущую позицию на рынке, увеличились за год лишь на 16%. По словам экспертов, преимущество пекарен — в более обширном меню, чем в фастфудах, и в более демократичных ценах, чем в ресторанах. Кроме того, они работают на стыке розницы и общественного питания — предлагают не только еду в кафе, но и навынос.

Пекарни становятся популярнее не только в России, но и в Европе — например, в Испании и Великобритании траты посетителей в них выросли за год на 5,4 и 6,2% соответственно.

8. Ноябрьская премьера «Шоколадницы»
Группа компаний «Шоколадница» откроет первое заведение формата Grab & Go, то есть кофепойнты с напитками и едой навынос, в ноябре этого года, сообщают «Ведомости». Стойку с оборудованием, холодильники и несколько столиков разместят на площади 50 м2. Инвестиции в открытие точки составили около 2 млн рублей. Проект будет развиваться под брендом Shoko Coffee. Предполагается, что в точках Shoko Coffee будут продавать не только напитки и еду, но и, например, кофейные аксессуары и одежду с символикой бренда. «Шоколадница» планирует развивать Shoko Coffee по франшизе.

Такие кофе-точки могут открываться как в ТЦ и бизнес-центрах, так и в стрит-ретейле. Кофе навынос (to go, с собой) — один из самых динамично развивающихся форматов в российском общепите. По итогам 2018 года таких заведений в городах-миллионниках стало на 57% больше, отмечали в «2ГИС».

Популярность формата обусловлена как растущим спросом, так и доступностью для бизнеса. Среди развивающихся по франшизе сетей кофеен с форматом to go работают, например, «Правда кофе», One Price Coffee, Cofix, Coffee Like, сообщают СМИ.


9. Холода гонят россиян в Интернет
Жители России с наступлением холодов стали больше времени проводить дома за компьютерами — покупки онлайн-развлечений и платы за просмотры сериалов увеличились больше чем наполовину в сентябре этого года по сравнению с сентябрем 2018 года, который был намного теплее, сообщает РИА Новости со ссылкой на исследование платежного сервиса QIWI.

«В сентябре 2019 года прирост по сегменту онлайн-подписок в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 69,7%, а размер среднего чека увеличился на 65,3%. Кроме того, выросли и продажи по категории «билеты в кино». Общая сумма потраченных на эту статью расходов пользователей в сентябре на 23-е число увеличилась на 30,1% по сравнению с сентябрем 2018-го. Размер среднего чека у интернет-пользователей прибавил 44,7%», — говорится в исследовании.

Отмечается, что прирост в сегменте цифрового контента и развлечений составил 45% по сравнению с сентябрем 2018 года. Более того, средний чек потребителей онлайн-контента увеличился на 5%. «Это свидетельствует о том, что количество пользователей и операций в этом сегменте значительно возросло», — считают в компании.



10. Растительное мясо для Диснейленда
С 2020 года в ресторанах парков развлечений Диснейленд в США появится веганское меню, сообщает телеканал CNN. Больше 400 видов блюд введут в 602 ресторанах, находящихся на территории парков в городах Орландо и Анахайм. В каждом тематическом ресторане будут свои варианты веганского меню. В компании объяснили это тем, что веганство сейчас воспринимается как общественное движение. Для удобства посетителей в каждом меню растительные блюда отметят специальным зеленым значком. Однако, как пишет CNN, в Диснейленде останутся места, где веганам не очень рады. Это бургерные и кафе с хот-догами. По данным компании, каждый год в ресторанах Диснейленда продается 10 млн бургеров и 6 млн хот-догов, что в деньгах составляет существенную долю выручки.

Эксперименты с мясом на растительной основе проводят многие компании. С августа 2019 года ресторан быстрого питания KFC в Атланте продает растительные наггетсы и куриные крылья. В апреле Burger King включил бургеры с веганским мясом в меню всех своих заведений в США. До этого компания провела эксперимент в нескольких ресторанах сети.

О том, как новый тренд приживается в России, читайте здесь.