Государственная Дума РФ

Государственная Дума РФ

1. Закон «О торговле» вернули на полку
Рост числа штрафов от торговых сетей поставщикам за нарушения договоров привлек к проблеме внимание законодателей. В Госдуме посчитали, что для ретейла это стало способом получения дополнительной прибыли, и предложили ввести «зеркальную» ответственность за нарушения контрактов для сетей. Участники рынка опасаются, что изменения закона еще больше осложнят их отношения, пишет «КоммерсантЪ».

Депутаты, в частности, хотят запретить включать в договор поставки условия об ответственности за нарушение или ненадлежащее исполнение обязательств только для одной стороны без равной ответственности за аналогичные нарушения для другой. Как отмечается в пояснительной записке, взыскание или понуждение к выплате штрафов становится все более распространенным рычагом воздействия сетей на поставщиков. Давление производится косвенными путями — сокращением ассортиментной матрицы, прекращением заказов и пр., пишут депутаты. При этом, отмечают они, для сетей штрафы стали недобросовестным способом получения дополнительной прибыли, а число претензий стремительно возрастает.

Законопроект также предусматривает закрепление в договорах максимального размера розничных цен на продукты и запрещает их изменение более чем на 20% за определенное время. Как указывают депутаты, сети вынуждают поставщиков включать в цены свои издержки, занижать стоимость товаров, предоставлять скидки и пр., что наносит производителям значительный вред.



Магазин одежды Sela в торгово-развлекательном комплексе «Родео Драйв»
Магазин одежды Sela в торгово-развлекательном комплексе «Родео Драйв»Архив «ММ»

2. Sela ищет инвестора
Владельцы одной из старейших в России сетей одежды Sela пытаются найти способ преодолеть стагнацию на этом рынке. В компании планируют удвоить оборот с текущих 5,5 млрд рублей, превратив сеть в «корзину брендов», в частности запустив магазины нижнего белья и товаров для дома. На проекты Sela хочет привлечь 1,3 млрд рублей, но найти инвесторов, как писал ранее MarketMedia, может быть непросто из-за неясной оценки компании и сомнительных перспектив развития бизнеса.

О том, что происходит в Sela, читайте здесь.



После публикации в MarketMedia основатель, президент и основной владелец Sela Борис Остроброд рассказал «Ъ» о планах компании по диверсификации бизнеса. По его словам, Sela планирует открыть магазины товаров для дома Sela Home, точки по продаже нижнего белья Sela Underwear и магазины женской одежды больших размеров. «У нас есть практически 4 млн постоянных клиентов, и мы хотим превратить Sela в корзину брендов», — объясняет Борис Остроброд. Объекты под вывеской Sela Home планируется открывать на площадях 300-400 м2. Sela Underwear могут занять до 100 м2, возможно, в существующих магазинах сети в формате корнеров. На первом этапе компания намерена открыть минимум четыре магазина Sela Home. Детальные планы на другие форматы в Sela не уточнили.

По оценке Бориса Остроброда, на развитие Sela требуется минимум 1,3 млрд рублей. В сумму также входят затраты на реновацию 60 собственных магазинов сети, уточнил он. По его словам, планируется привлечь новых инвесторов, которые получат долю в компании в обмен на инвестиции. Речь может идти и о передаче мажоритарного пакета, уточнил Остроброд. При этом, продолжает господин Остроброд, партнер должен обладать необходимыми компетенциями для участия в развитии новых направлений бизнеса Sela. Срок возврата инвестиций не превысит 3 лет, заявил Борис Остроброд. Другие подробности он раскрывать отказался. По оценке экспертов, сегодня весь бизнес Sela стоит не более 500 млн рублей.



Кафе Cofix
Кафе Cofixcommons.wikimedia.org

3. Ретейлер подаст кофе
Израильская сеть кофеен Cofix, планирующая к 2020 году увеличить число своих заведений в России в 2,5 раза, до 300 точек, привлекла для экспансии нового партнера. Им стал экс-президент «Азбуки вкуса» Владимир Садовин, основной задачей которого будет трансформация франчайзинговой модели. Для ускорения развития в России Cofix может потребоваться снизить затраты на открытие с текущих 4-6 млн рублей, считают эксперты.

При этом в самой «Азбуке вкуса» во второй раз с 2018 года сменили президента. Последний раз его назначали в октябре прошлого года, тогда кресло руководителя занял Вадим Долгов.Теперь управлять сетью будет Денис Сологуб. Он начал работать в «Азбуке вкуса» в 2001 году. Сменил не одну должность. В 2016 году его назначили исполнительным директором сети, а в 2018 году — старшим вице-президентом по корпоративным функциям.



аптека
аптека

4. Эта песня хороша, начиная сначала
Аптеки в 60% случаев навязывают покупателям препараты, с производителями которых они подписали маркетинговые договоры, об этом союз «Национальная фармацевтическая палата» уведомил Минпромторг. Поэтому надо запретить эту практику под угрозой отстранения от работы на полгода фармацевтов-нарушителей, предлагают министерству члены союза. В начале 2019 года депутаты Госдумы предложили ограничить размеры бонусов, получаемых фармрозницей за продвижение определенных лекарств. Если предложение станет законом, то аптеки повысят цены не менее чем на 10%, предупреждают игроки рынка.

При этом в законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» с 2013 года действует ст. 74 об ограничениях, налагаемых на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности. В ней, в частности, аптекам «запрещается заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий».



Красная икра
Красная икраcommons.wikimedia.org

5. Обыски в «Красной икре»
В начале недели ФСБ провела обыски в сети магазинов «Красная икра», сообщает Интерфакс со ссылкой на знакомый с ситуацией источник. По данным агентства, обыски проводились как в московских офисах компании, так и на складах компании. Кроме того, силовики также провели мероприятия в некоторых связанных с сетью организациях в Приморском крае и на Сахалине.

Источник агентства указал, что у правоохранительных органов и Федеральной налоговой службы (ФНС) есть вопросы по уплате налогов и возможному участию ретейлера в сомнительных финансовых операциях. Собеседник Интерфакса отметил, что сеть раздроблена на несколько юрлиц, применяющих патентную систему налогообложения. Также он добавил, что «Красная икра» — одна из немногих крупных сетей на московском рынке, не принимающих оплату пластиковыми картами.

Агентство отмечает что, согласно сайту сети, она учреждена хабаровским ООО «Сахалин рыба». По данным «СПАРК-Интерфакс», ее владельцем, гендиректором и, вероятно, единственным сотрудником является Сергей Белоусов. В качестве основного вида деятельности компании указана оптовая торговля пищевыми продуктами. Также на Белоусова зарегистрирована другая похожая компания — «Сахалин рыба-ДВ».



Стаканчики кофе Starbucks
Стаканчики кофе StarbucksАрхив «ММ»

6. Фонд для развития ретейла
Крупнейшая в мире сеть кофеен Starbucks вложит $100 млн в развитие технологий для ретейла, сообщают «Ведомости». Об этом стало известно после того, как глава кофейной сети Кевин Джонсон заявил, что компания вложит $100 млн в собственный фонд Valor Siren Ventures Fund. Фонд будет заниматься развитием новых технологий в области розничной торговли. В дальнейшем компания будет искать еще $300 млн инвестиций. Управление фондом осуществляет Valor Equity Partners, которая ранее инвестировала в Tesla и сеть ресторанов Wow Bao.




7. Х5 стала больше тратить на персонал в магазинах
Чистая прибыль крупнейшего в стране продовольственного ретейлера X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») за 2018 год сократилась на 8,8% год к году, до 28,6 млрд рублей, при росте выручки на 18,3%, до 1,53 трлн. Ретейлер раскрыл результаты по МСФО.

Скорректированная EBITDA выросла на 10,8%, до 109,9 млрд рублей, ее рентабельность снизилась с 7,7 до 7,2% в 2018 году. Компания связала это с ростом расходов на персонал, аренду и коммунальных расходов в равных пропорциях, пишет газета «Ведомости».

За 2018 год коммерческие, общие и административные расходы X5 (за вычетом расходов на амортизацию и обесценение и долгосрочную программу мотивации топ-менеджмента) выросли на 91 б. п. г-к-г и составили 17,7% от выручки, сказано в сообщении ретейлера. Компания стала тратить больше на персонал, так как скорректировала систему мотивации сотрудников в магазинах «в соответствии с рыночными тенденциями», говорится там же.

Ссылка: интервью с HR-специалистами «Пятерочки» читайте здесь.



X5 работала в условиях низкой инфляции и слабого потребительского спроса, реальные доходы потребителей не росли почти весь год, приводятся в ее сообщении слова главного исполнительного директора ретейлера Игоря Шехтермана. «Рыночная доля по выручке выросла до 10,7%, несмотря на снижение темпов открытия магазинов для обеспечения сбалансированного роста», — подчеркнул он. Как следует из данных годового отчета Х5 и оценки Infoline, доля ее ближайшего конкурента, «Магнита», — 7,7%.



Проезд Комсомольской Площади. Бывшее циркульное депо Николаевской железной дороги
Проезд Комсомольской Площади. Бывшее циркульное депо Николаевской железной дорогиcommons.wikimedia.org

8. Блошиный рынок на площади трех вокзалов
В историческом здании Кругового депо Николаевской железной дороги начал работать классический блошиный рынок. Об этом сообщает канал «Москва24». Он будет постоянно действующим — в субботу и воскресенье. Торговля будет идти как в крытом помещении, так и на улице. Со временем организаторы надеются «захватить» аллею между платформами Ленинградского и Ярославского вокзалов. Размер аренды в зависимости от места варьируется от 100 до 1400 рублей.



Подсчет долларов
Подсчет долларов

9. Торговля набирает обороты
Темп роста оборота розничной торговли России, по данным Росстата, в феврале 2019 года усилился до 2% год к году с 1,6% год к году в январе. Ускорение произошло за счет непродовольственного сектора — в нем рост продаж в феврале усилился до 2,4% год к году с январских 1,2%. При этом продажи продуктов, наоборот, растеряли темп до 1,7% год к году с 2,1% месяцем ранее. По итогам 2 месяцев рост оборота розничной торговли России в годовом исчислении составил 1,8%.

Ранее сообщалось, что в целом по результатам 2018 года розничные продажи России прибавили 2,6% по сравнению с 2017 годом. Реальные доходы россиян в январе 2019 года упали на 1,3% год к году. Таким образом, их спад продолжается уже шестой год подряд.



Магазин розничной сети «Магнит»
Магазин розничной сети «Магнит»commons.wikimedia.org

10. «Магнит» притягивает деньги
Основатель торговой сети «Магнит» Сергей Галицкий возглавил рейтинг российских миллиардеров с наибольшими доходами по версии Forbes. Состояние миллиардеров оценивалось по стоимости проданных активов и дивидендов, полученных миллиардерами или связанными с ними компаниями в период с 10 февраля 2018 года по 8 февраля 2019 года.

Лидерство в рейтинге Сергею Галицкому обеспечила продажа 29,1% акций «Магнита» ВТБ за 138 млрд рублей, или примерно $2,44 млрд по курсу на момент совершения сделки. Вторую строчку занял Михаил Прохоров, заработавший $1,77 млрд на продаже акций UC Rusal и 49% баскетбольного клуба Brooklyn Nets. Третьим стал Владимир Лисин, получивший $1,59 млрд в качестве дивидендов НЛМК.

Также в топ-10 попали Алексей Мордашов ($1,46 млрд), Алишер Усманов ($1,12 млрд), Владимир Потанин ($1,12 млрд), Вагит Алекперов ($740 млн), Виктор Вексельберг ($710 млн), Роман Абрамович ($600 млн) и Сулейман Керимов ($490 млн).