1. Закон «О торговле» вернули на полку
Рост числа штрафов от торговых сетей поставщикам за нарушения договоров привлек к проблеме внимание законодателей. В Госдуме посчитали, что для ретейла это стало способом получения дополнительной прибыли, и предложили ввести «зеркальную» ответственность за нарушения контрактов для сетей. Участники рынка опасаются, что изменения закона еще больше осложнят их отношения, пишет «КоммерсантЪ».
Депутаты, в частности, хотят запретить включать в договор поставки условия об ответственности за нарушение или ненадлежащее исполнение обязательств только для одной стороны без равной ответственности за аналогичные нарушения для другой. Как отмечается в пояснительной записке, взыскание или понуждение к выплате штрафов становится все более распространенным рычагом воздействия сетей на поставщиков. Давление производится косвенными путями — сокращением ассортиментной матрицы, прекращением заказов и пр., пишут депутаты. При этом, отмечают они, для сетей штрафы стали недобросовестным способом получения дополнительной прибыли, а число претензий стремительно возрастает.
Законопроект также предусматривает закрепление в договорах максимального размера розничных цен на продукты и запрещает их изменение более чем на 20% за определенное время. Как указывают депутаты, сети вынуждают поставщиков включать в цены свои издержки, занижать стоимость товаров, предоставлять скидки и пр., что наносит производителям значительный вред.
2. Sela ищет инвестора
Владельцы одной из старейших в России сетей одежды Sela пытаются найти способ преодолеть стагнацию на этом рынке. В компании планируют удвоить оборот с текущих 5,5 млрд рублей, превратив сеть в «корзину брендов», в частности запустив магазины нижнего белья и товаров для дома. На проекты Sela хочет привлечь 1,3 млрд рублей, но найти инвесторов, как писал ранее MarketMedia, может быть непросто из-за неясной оценки компании и сомнительных перспектив развития бизнеса.
О том, что происходит в Sela, читайте здесь.
После публикации в MarketMedia основатель, президент и основной владелец Sela Борис Остроброд рассказал «Ъ» о планах компании по диверсификации бизнеса. По его словам, Sela планирует открыть магазины товаров для дома Sela Home, точки по продаже нижнего белья Sela Underwear и магазины женской одежды больших размеров. «У нас есть практически 4 млн постоянных клиентов, и мы хотим превратить Sela в корзину брендов», — объясняет Борис Остроброд. Объекты под вывеской Sela Home планируется открывать на площадях 300-400 м2. Sela Underwear могут занять до 100 м2, возможно, в существующих магазинах сети в формате корнеров. На первом этапе компания намерена открыть минимум четыре магазина Sela Home. Детальные планы на другие форматы в Sela не уточнили.
По оценке Бориса Остроброда, на развитие Sela требуется минимум 1,3 млрд рублей. В сумму также входят затраты на реновацию 60 собственных магазинов сети, уточнил он. По его словам, планируется привлечь новых инвесторов, которые получат долю в компании в обмен на инвестиции. Речь может идти и о передаче мажоритарного пакета, уточнил Остроброд. При этом, продолжает господин Остроброд, партнер должен обладать необходимыми компетенциями для участия в развитии новых направлений бизнеса Sela. Срок возврата инвестиций не превысит 3 лет, заявил Борис Остроброд. Другие подробности он раскрывать отказался. По оценке экспертов, сегодня весь бизнес Sela стоит не более 500 млн рублей.
3. Ретейлер подаст кофе
Израильская сеть кофеен Cofix, планирующая к 2020 году увеличить число своих заведений в России в 2,5 раза, до 300 точек, привлекла для экспансии нового партнера. Им стал экс-президент «Азбуки вкуса» Владимир Садовин, основной задачей которого будет трансформация франчайзинговой модели. Для ускорения развития в России Cofix может потребоваться снизить затраты на открытие с текущих 4-6 млн рублей, считают эксперты.
При этом в самой «Азбуке вкуса» во второй раз с 2018 года сменили президента. Последний раз его назначали в октябре прошлого года, тогда кресло руководителя занял Вадим Долгов.Теперь управлять сетью будет Денис Сологуб. Он начал работать в «Азбуке вкуса» в 2001 году. Сменил не одну должность. В 2016 году его назначили исполнительным директором сети, а в 2018 году — старшим вице-президентом по корпоративным функциям.

4. Эта песня хороша, начиная сначала
Аптеки в 60% случаев навязывают покупателям препараты, с производителями которых они подписали маркетинговые договоры, об этом союз «Национальная фармацевтическая палата» уведомил Минпромторг. Поэтому надо запретить эту практику под угрозой отстранения от работы на полгода фармацевтов-нарушителей, предлагают министерству члены союза. В начале 2019 года депутаты Госдумы предложили ограничить размеры бонусов, получаемых фармрозницей за продвижение определенных лекарств. Если предложение станет законом, то аптеки повысят цены не менее чем на 10%, предупреждают игроки рынка.
При этом в законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» с 2013 года действует ст. 74 об ограничениях, налагаемых на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности. В ней, в частности, аптекам «запрещается заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий».

5. Обыски в «Красной икре»
В начале недели ФСБ провела обыски в сети магазинов «Красная икра», сообщает Интерфакс со ссылкой на знакомый с ситуацией источник. По данным агентства, обыски проводились как в московских офисах компании, так и на складах компании. Кроме того, силовики также провели мероприятия в некоторых связанных с сетью организациях в Приморском крае и на Сахалине.
Источник агентства указал, что у правоохранительных органов и Федеральной налоговой службы (ФНС) есть вопросы по уплате налогов и возможному участию ретейлера в сомнительных финансовых операциях. Собеседник Интерфакса отметил, что сеть раздроблена на несколько юрлиц, применяющих патентную систему налогообложения. Также он добавил, что «Красная икра» — одна из немногих крупных сетей на московском рынке, не принимающих оплату пластиковыми картами.
Агентство отмечает что, согласно сайту сети, она учреждена хабаровским ООО «Сахалин рыба». По данным «СПАРК-Интерфакс», ее владельцем, гендиректором и, вероятно, единственным сотрудником является Сергей Белоусов. В качестве основного вида деятельности компании указана оптовая торговля пищевыми продуктами. Также на Белоусова зарегистрирована другая похожая компания — «Сахалин рыба-ДВ».

6. Фонд для развития ретейла
Крупнейшая в мире сеть кофеен Starbucks вложит $100 млн в развитие технологий для ретейла, сообщают «Ведомости». Об этом стало известно после того, как глава кофейной сети Кевин Джонсон заявил, что компания вложит $100 млн в собственный фонд Valor Siren Ventures Fund. Фонд будет заниматься развитием новых технологий в области розничной торговли. В дальнейшем компания будет искать еще $300 млн инвестиций. Управление фондом осуществляет Valor Equity Partners, которая ранее инвестировала в Tesla и сеть ресторанов Wow Bao.
7. Х5 стала больше тратить на персонал в магазинах
Чистая прибыль крупнейшего в стране продовольственного ретейлера X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») за 2018 год сократилась на 8,8% год к году, до 28,6 млрд рублей, при росте выручки на 18,3%, до 1,53 трлн. Ретейлер раскрыл результаты по МСФО.
Скорректированная EBITDA выросла на 10,8%, до 109,9 млрд рублей, ее рентабельность снизилась с 7,7 до 7,2% в 2018 году. Компания связала это с ростом расходов на персонал, аренду и коммунальных расходов в равных пропорциях, пишет газета «Ведомости».
За 2018 год коммерческие, общие и административные расходы X5 (за вычетом расходов на амортизацию и обесценение и долгосрочную программу мотивации топ-менеджмента) выросли на 91 б. п. г-к-г и составили 17,7% от выручки, сказано в сообщении ретейлера. Компания стала тратить больше на персонал, так как скорректировала систему мотивации сотрудников в магазинах «в соответствии с рыночными тенденциями», говорится там же.
Ссылка: интервью с HR-специалистами «Пятерочки» читайте здесь.
X5 работала в условиях низкой инфляции и слабого потребительского спроса, реальные доходы потребителей не росли почти весь год, приводятся в ее сообщении слова главного исполнительного директора ретейлера Игоря Шехтермана. «Рыночная доля по выручке выросла до 10,7%, несмотря на снижение темпов открытия магазинов для обеспечения сбалансированного роста», — подчеркнул он. Как следует из данных годового отчета Х5 и оценки Infoline, доля ее ближайшего конкурента, «Магнита», — 7,7%.

8. Блошиный рынок на площади трех вокзалов
В историческом здании Кругового депо Николаевской железной дороги начал работать классический блошиный рынок. Об этом сообщает канал «Москва24». Он будет постоянно действующим — в субботу и воскресенье. Торговля будет идти как в крытом помещении, так и на улице. Со временем организаторы надеются «захватить» аллею между платформами Ленинградского и Ярославского вокзалов. Размер аренды в зависимости от места варьируется от 100 до 1400 рублей.

9. Торговля набирает обороты
Темп роста оборота розничной торговли России, по данным Росстата, в феврале 2019 года усилился до 2% год к году с 1,6% год к году в январе. Ускорение произошло за счет непродовольственного сектора — в нем рост продаж в феврале усилился до 2,4% год к году с январских 1,2%. При этом продажи продуктов, наоборот, растеряли темп до 1,7% год к году с 2,1% месяцем ранее. По итогам 2 месяцев рост оборота розничной торговли России в годовом исчислении составил 1,8%.
Ранее сообщалось, что в целом по результатам 2018 года розничные продажи России прибавили 2,6% по сравнению с 2017 годом. Реальные доходы россиян в январе 2019 года упали на 1,3% год к году. Таким образом, их спад продолжается уже шестой год подряд.

10. «Магнит» притягивает деньги
Основатель торговой сети «Магнит» Сергей Галицкий возглавил рейтинг российских миллиардеров с наибольшими доходами по версии Forbes. Состояние миллиардеров оценивалось по стоимости проданных активов и дивидендов, полученных миллиардерами или связанными с ними компаниями в период с 10 февраля 2018 года по 8 февраля 2019 года.
Лидерство в рейтинге Сергею Галицкому обеспечила продажа 29,1% акций «Магнита» ВТБ за 138 млрд рублей, или примерно $2,44 млрд по курсу на момент совершения сделки. Вторую строчку занял Михаил Прохоров, заработавший $1,77 млрд на продаже акций UC Rusal и 49% баскетбольного клуба Brooklyn Nets. Третьим стал Владимир Лисин, получивший $1,59 млрд в качестве дивидендов НЛМК.
Также в топ-10 попали Алексей Мордашов ($1,46 млрд), Алишер Усманов ($1,12 млрд), Владимир Потанин ($1,12 млрд), Вагит Алекперов ($740 млн), Виктор Вексельберг ($710 млн), Роман Абрамович ($600 млн) и Сулейман Керимов ($490 млн).