По итогам 2018 года лидером рынка по-прежнему остается французская сеть Leroy Merlin, ее доля выросла с 19% в 2017 году до более чем 21% рынка. «И этим сеть усиливает ценовую конкуренцию, которую не выдерживают даже крупные международные сети. В начале 2018 года с российского рынка ушла сеть«К-раута», в конце 2018 года об уходе заявила Castorama, которая планирует закрыть все гипермаркеты до конца 2019 года», — отмечает генеральный директор INFOline Иван Федяков.
Топ-10 DIY-сетей в России по итогам 2017 года опубликован здесь
В 2018 году DIY-сети замедлили темпы органического роста и ограничили открытия новых объектов, при этом они активно инвестируют в модернизацию действующих объектов, предоставляя покупателям варианты готовых интерьерных решений и развитие online-канала и омниканальной модели, экспериментируя с форматами.
Рынок DIY отражает общие тенденции развития розничной торговли. Я бы отметил несколько ключевых трендов, оказавших прямое влияние на взаимодействие между торговыми сетями и поставщиками товаров DIY&Household.
Во-первых, в 2018 году потребители поменяли модель поведения со сберегательной на бережливую, то есть сберегали меньше и тратили больше, чем в 2015-2017 годах. Однако эффективнее планировали покупки, чаще сравнивали цены, обращали больше внимания на скидки и промоакции. Стремление к рациональному потреблению стало приоритетным не только для 20% жителей России, которые живут за чертой бедности, но и для представителей других доходных групп.
Во второй половине 2018 года происходило восстановление потребления непродовольственных товаров, в частности товаров длительного пользования в ожидании повышения НДС до 20%, девальвации рубля и последующего роста цен. Часть покупок совершалась с использованием потребительских кредитов.
Ретейлеры активно развивали омниканальную торговлю. Так, например, интернет-продажи строительных и отделочных материалов, товаров для дома, сада и мебели для дома выросли на 32% и составили 185 млрд рублей. Это почти 9% совокупной емкости рынков строительных и отделочных материалов, товаров для дома и мебели. Такой динамичный рост интернет-продаж связан в первую очередь с активным развитием online-канала ретейлерами. Так, в 2018 году около 300 крупнейших универсальных торговых сетей DIY осуществляли online-продажи. В сегменте Household функционирует еще более 130 интернет-магазинов.
Сегодня уже 16% заказов в интернет-магазинах происходит при помощи использования мобильных приложений. И сегодня все крупнейшие ретейлеры рынка DIY имеют мобильные приложения — LeroyMerlin, OBI, «СТД «Петрович», IKEA, Hoff, «Всеинструменты.ру», «220 Вольт» и др.
Ретейлеры экспериментируют с новыми форматами, усиливают направления с профессиональными покупателями (b2b-канал) и увеличивают долю собственных торговых марок.
Топ-10 DIY ретейлеров по торговой площади
(данные ИА INFOline)1. Leroy Merlin. Торговая площадь по итогам 2018 года составила 962,148 тыс. м2. По предварительным данным, продажи ретейлера по итогам прошлого года выросли более чем на 20%, до 272 млрд рублей.
В 2018 году Leroy Merlin открыла 15 гипермаркетов и один торговый объект нового малого формата «Leroy Merlin квартира».
С апреля 2018 года Leroy Merlin запустила интернет-магазин во всех регионах присутствия сети. Для развития online-канала сеть начала открывать объекты инновационного комбинированного формата, включающего центр исполнения заказа и darkstore. Формат ориентирован на обслуживание заказов в интернет-магазине. В планах компании довести долю online-продаж к 2020 году до 7% от оборота.
2. OBI. Торговая площадь по итогам 2018 года составила 317,2 тыс. м2. На данный момент в России работает 28 гипермаркетов OBI в 14 городах. До 2020 года немецкий ретейлер планирует обновить все гипермаркеты. По подсчетам INFOLine, доля OBI с 2015 по 2017 год сократилась с 3,2 до 3%, за этот период ретейлер показал отрицательные темпы роста по выручке.
3. Castorama. Торговая площадь по итогам 2018 года составила 199,2 тыс. м2. Kingfisher, которой принадлежит сеть Castorama, управляет 1280 торговыми объектами под несколькими брендами (BricoDepot, B&Q, Screwfix, Koçtaş) в 10 странах с совокупными продажами в 2017 году $15,2 млрд НДС. Однако, в России бизнес не пошел.
"Реквием по Castorama" от нашего колумниста Виктора Адамова можно прочитать здесь
В нашей стране первые гипермаркеты Castorama открылись в 2006 году — в Петербурге и Самаре. За 12 лет своего развития в России Castorama расширилась всего до 20 гипермаркетов.
В 2016-2018 годах были закрыты четыре гипермаркета, расположенные на арендованных площадях в ТЦ. Эксперты отмечают, что Castorama в России не обладала конкурентными преимуществами по сравнению с OBI и Leroy Merlin и сильно отстала от конкурентов в направлении развития online-канала: на конец 2018 года полноценный интернет-магазин был доступен только в Московском регионе.
По данным РСБУ, ООО «Касторама Рус» терпело убытки с момента выхода в Россию (исключение только 2013 год), причем совокупный объем убытков сети за все время развития в России составляет около 12 млрд рублей.
В ноябре 2018 году Kingfisher заявила о том, что сворачивает бизнес в России, Испании и Португалии и сосредоточится на основных рынках, где занимает лидирующие позиции или может их достичь. В конце 2018 года стало известно, что компания ищет потенциальных инвесторов, которые бы смогли выкупить все гипермаркеты в России.
Мнение Алексея Федорова, президента DIY-ассоциации и управляющего партнера «220 вольт», о том, почему у британской сети ничего не вышло на нашем рынке можно почитать здесь.
4. «Максидом».Торговая площадь по итогам 2018 года составила 133,5 тыс. м2. Это старейшая петербургская сеть, насчитывающая 14 гипермаркетов. По оценке INFOline, за 9 месяцев 2018 года продажи «Максидома» выросли на 11%, в том числе за счет ухода с рынка Петербурга сети «К-раута». В течение года сеть активно занималась развитием online-торговли, в том числе в Московском регионе.
5. «Мегастрой».Торговая площадь по итогам 2018 года составила 123,7 тыс. м2. Сеть принадлежит казанской компании «Агава», которая развивает также одноименную сеть. На начало 2019 года под брендом «Мегастрой» работало 15 гипермаркетов.
6. «СТД «Петрович». Торговая площадь по итогам 2018 года составила 112,2 тыс. м2. По подсчетам INFOline, выручка компании за 9 месяцев 2018 года выросла на 29%, до 35,7 млрд рублей. Продажи в торговом зале увеличились на 43,6%, в online-магазине — на 36,2% (к 2021 году планирует нарастить до 45%), через call-центр — на 16%.
Ретейлер растет за счет омниканальности и эффективного развития на рынке Московского региона, который они начали осваивать в 2015 году. В 2018 году сеть открыла крупноформатный объект инновационного формата «Строительный хаб» в Петербурге.
7. «Аксон». Торговая площадь по итогам 2018 года составила 105,3 тыс. м2 (17 гипермаркетов). Московская сеть работает в форматах гипермаркет (от 3 тыс. м2) и «у дома» (до 500 м2) и представлена в 14 городах России.
8. «Бауцентр». Торговая площадь по итогам 2018 года составила 104,2 тыс. м2 (девять гипермаркетов). Сеть принадлежит калининградской ГК «Бауцентр», работающей с 1994 года. Кроме родного региона, магазины открыты в Краснодаре, Омске и Новороссийске.
9. «Строительный двор». Торговая площадь по итогам 2018 года составила 76,3 тыс. м2. Московская сеть магазинов, работающая с 1993 года, сегодня насчитывает 65 магазинов в 14 городах России.
10. «СатурнСтройМаркет».Торговая площадь по итогам 2018 года составила 72,2 тыс. м2. Бренд принадлежит петербургской группе компаний «Сатурн». Всего в России работает 47 магазинов.