Если помните, Авраам Линкольн говорил: «Можно обманывать часть народа все время и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время». Манипуляции, плагиат, ненормативная лексика, шокирующий контент — все это инструменты, которые относят к dark patterns. Темные паттерны — устоявшееся выражение, которое означает использование запрещенных приемов. Запрещенные они потому, что в их основе ложь, обман и манипуляции, причем неважно, в отношении кого — клиентов или коллег.

Опасность темных паттернов в том, что их сложно вычислить и на первый взгляд они кажутся эффективными.


Стремление наживы, жадность и зависть, легкие деньги и громкий хайп — все это неизменно привлекает инфантильных фантазеров, наивных простаков и отчаянных проходимцев. Да что там, глядя на очередную выходку таких смельчаков, даже бывалый предприниматель нет-нет, да и задумается: а может, и мне что-нибудь похожее замутить?

Некоторые приемчики приживаются и даже становятся бизнес-стратегией. Возьмите, к примеру, стратегию последователя: крупная компания, как правило, в высоком ценовом сегменте, тратит огромные средства на создание бренда, его узнаваемость, создание трендов и фирменного стиля, а кто-то копирует все вышесказанное и выходит в дамки.

Такая стратегия своими корнями уходит в психологию развития. По достижении определенного возраста дети идентифицируют себя со значимыми взрослыми, теми, кто являет собой пример для подражания. Ролевая модель становится основой для собственной идентичности, мы как бы поглощаем фигуру родителя внутрь себя, а затем развиваем собственную личность. Часть людей застревает на этом этапе, и развития собственной идентичности не происходит, такие люди всю жизнь остаются подражателями более сильных, более красивых, более успешных. Такая категория людей потребляет только то, что уже стало популярным в определенных кругах.

Использование похожего фирменного стиля, созвучного названия или логотипа также относят к темным паттернам, такой прием известен как стратегия мимикрии. Такая компания сознательно прикидывается игроком, используя узнаваемые элементы фирменного стиля известной компании. Стратегия рассчитывает на то, что использование похожих деталей фирменного стиля сможет усыпить бдительность клиента, а компания-подделка методом контрабанды проскочит в его психическое пространство.

Проблема заключается в том, что подделка быстро обнаруживается и стратегия оборачивается катастрофой. Никто не хочет, чтобы его обманывали и использовали вслепую, такая компания обречена исключительно на один контакт с покупателем, на чем, понятное дело, бизнес не построишь.

Последнее время все чаще некоторые компании, порой довольно крупные, прибегают к использованию шокирующего контента, блогеров-неформалов, а то и вовсе ненормативной лексики. Мотивы таких решений понятны, а вот последствия вряд ли очевидны. Всем хочется выделиться и привлечь внимание, а то, что выходит за рамки приличия, для таких целей подходит лучше всего.

Истоки такого поведения также следует искать в психической динамике. Людей во все времена привлекало то, что выходит за рамки традиций и общественной морали. Общественная мораль — это своего рода цензура, которая призвана ограничивать биологические инстинкты. Сдерживаемые, они продолжают оказывать влияние на наше поведение и восприятие.

Каждый раз, когда в поле нашего зрения попадается что-то из ряда вон, эти примитивные части психики мгновенно активируются, что и обеспечивает повышенный интерес к запрещенке.


Особенно продуктивными такие методы оказываются в отношении детей и подростков. Дело в том, что участки головного мозга, которые отвечают за регуляцию импульсов, формируются к 25 годам, до этого времени психика остается сверхреактивной и в большей степени подвержена подобным манипуляциям.

Проблема заключается в том, что рано или поздно происходит полная интеграция человека в социум, если только мы не говорим о маргинальных группах и психических расстройствах. Взрослея, мы принимаем социальные табу, где в качестве регулятора выступают чувства вины и стыда. Таким образом, чем взрослее человек, тем глубже он включен в общество, тем слабее на него воздействуют подобные приемы. Важно иметь в виду, что на поведение детей потребителей сильно влияют взрослые, они оплачивают покупки, поэтому рассчитывать на долгосрочные отношения в таких условиях крайне недальновидно.

Темные паттерны берут свое начало в природе человека. Они являются частью нашего развития, отражая этапы эволюции всего человечества и отдельно взятого человека. Если хотите, то темные паттерны — это обращение к темной стороне человеческой природы и души, борьба света и тьмы. Борьба, потому что перейти на темную сторону легче всего, гораздо сложнее удержаться от соблазна, принять ограничения. Однако история человечества уверенно доказывает, что темная сторона — это яркая, но короткая вспышка в созвездии человеческой цивилизации. Мир выживает и развивается исключительно благодаря безопасности и доверию. Чью сторону принять — личный выбор каждого.

Другие колонки Анны Шерер