«Меня тошнит от несправедливости… Я хочу рассказать на всю российскую «хореку», как в Питере гробят независимых предпринимателей, заставляя их выходить за скрепные рамки закона», - написал у себя в Facebook Владимир Николаев, владелец нескольких известных баров.

Пост Владимира был полон эмоциональных эпитетов и горьких фактов, которые не дают ему спать. По всему получается, что «работать, откровенно нарушая закон, выгодней и безопасней». Потому что, если у тебя нет алкогольной лицензии, ты не закрываешься в 23.00 и не проверяешь QR-коды (как это обязаны делать рестораторы в Петербурге и некоторых других регионах России), зато есть в «списках», то к тебе не приходят с проверками и не штрафуют. С законопослушными же получается все ровно наоборот.

Прочитав этот спич отчаяния, я вспомнил, как недавно передо мной на розовом листочке положили вопрос, который звучал очень конкретно - или-или: в ресторанном бизнесе «каждый сам за себя или сообща: есть ли смысл в ассоциациях и объединениях?»

Дело было на BestBreakfast — предновогоднем сборе рестораторов Петербурга, традиционном, как оливье под елкой и неизбежном, как Биг мак в меню «Макдоналдса». Управляющие, владельцы и инвесторы завтракают и говорят о трендах и прочих «голах, очках, секундах». А вопросы для дискуссии, как раз и печатают на тех самых розовых листочках.

Памятуя о золотом принципе «Глас народа - глас божий!» я тогда задал тот же самый вопрос в социальной сети, и сразу стало очевидно: «единоличники» при голосовании останутся в меньшинстве. В итоге они набрали всего 40%.

Однако, по сути, мы здесь имеем дело со всем известным фитнес-эффектом. Вы конечно, про это 100 раз слышали: человек решает вести здоровый образ жизни и покупает абонемент в фитнес-клуб. А затем успокаивается, ложится на диван и находится там до следующего года.

Вот так и со сторонниками ресторанных бизнес-объединений в Петербурге, да и не только в Петербурге, и не только ресторанных. На собраниях, конференциях и круглых столах предприниматели говорят духоподъемные и очень правильные речи: Вместе мы — сила, только объединившись, мы сможем лоббировать наши интересы, иначе нас так и будут гнобить (закрывать, ограничивать - нужное подчеркнуть).

Но практика показывает, что после этого ничего не происходит. Более того, обычно считается, что беда объединяет. Но беда под названием «ковид» не объединила никого. Скорее наоборот.

Ресторанные объединения ссорятся и перетягивают друг у друга участников, и так не слишком многочисленных. А другие предприниматели не торопятся никуда вступать, потому что уверены: все-равно никто не будет защищать их интересы.

Помню, как в прошлом году Артем Перук, не самый последний человек в российской, да и в мировой барной индустрии (одно из его заведений — бар El Copitas — занимает 8 место в рейтинге The World's 50 Best Bars), услышав вопрос о необходимости формирования сильного лобби, парировал: «Это классический случай невротического расстройства, когда ты хочешь помочь человеку, а он не хочет. Нельзя вылечить героинщика, если он сам к тебе не пришел».

Почему барная отрасль всегда под ударом?



PS Владимир Николаев только что закрыл один из своих баров: «Его хотели у нас купить за бесценок как раз ребята с тем самым ресурсом, мы слились из принципа». Вопрос хочет ли «героинщик» «вылечиться», становится для ресторанной индустрии все более актуален! Или прозрачные и законопослушные будут продолжать умирать поодиночке?