Спрос на категорийных менеджеров стабилен. По данным job-портала hh.ru, в среднем на одну вакансию категорийного менеджера в России приходится пять резюме. «Этот показатель вполне соответствует норме на рынке труда, — поясняет представитель HeadHunter по Северо-Западу Ирина Жильникова. — По сути, у работодателей есть выбор, а кандидаты не страдают от высокого уровня конкуренции».

Правда, занимаясь поиском специалистов, работодатели в вакансиях довольно часто через запятую называют его и закупщиком, и товароведом. В последнем случае эксперты считают, что компании делают ошибку. «Должности категорийного менеджера и товароведа отличаются зоной ответственности и задачами. Первый отвечает за закупки, товаровед — за движение и контроль товара в магазине или на складе», — поясняет Анна Дусаева, консультант по подбору персонала ANCOR Consumer Goods кадрового холдинга «АНКОР».

По словам Павла Лапинского, старшего консультанта практики Sales&Marketing Kelly Services, в ретейле под названием «категорийный менеджер» многие подразумевают либо закупщиков (байеров), либо собственно людей, занимающихся развитием категории продукции.

В большинстве компаний категории товаров выглядят так: бакалея, свежие продукты, non-food (непищевые товары). Однако в некоторых компаниях бывает и более мелкое разделение: например, отдельной категорией считаются макаронные изделия, крупы и бобовые (а не вся бакалея), уточняет Анна Дусаева. По ее словам, востребованы специалисты, которые обладают знаниями в области маркетинга, логистики, продаж. «Кандидат на должность должен хорошо ориентироваться в той категории товара, с которой ему предстоит работать: знать ключевых поставщиков на рынке, цены на товары. Необходимы и специфические знания: о сроках годности, условиях хранения и перевозки товаров, требованиях к упаковке, — поясняет эксперт «АНКОР». — В таком специалисте должны сочетаться креативность и аналитический склад ума. Креативность требуется в части оформления стеллажей с товарами, разработке акций, которые будут способствовать увеличению продаж (скидки, 1+1=1 и так далее), необычной упаковке товаров (об этом категорийные менеджеры могут договориться с поставщиками). Аналитический склад ума важен при работе с информационными системами SAP, 1C, а также с программой Excel — без нее невозможно представить себе работу категорийного менеджера». «Востребованы те кандидаты, — добавляет Павел Лапинский, — которые понимают, за счет чего можно развивать категорию, бизнес-ориентированные, владеющие английским языком, если речь идет о западных компаниях. Ну и, конечно, должны быть успешные кейсы развития той или иной категории».

Резюмируя, Ирина Жильникова уточняет: на позиции категорийного менеджера работодатели хотят видеть человека с высшим образованием (предпочтительно экономическое, математическое), со знанием рынка (категорий, поставщиков, производителей), принципов ценообразования, управления ассортиментом, конкурентной среды, владеющего Excel на продвинутом уровне и другими программами MS Office, а также 1С (бухгалтерия, склад), имеющего опыт работы с первыми лицами крупных компаний. «Чтобы претендовать на позицию категорийного менеджера, соискателю нужно уметь работать с большим объемом информации в режиме многозадачности, развивать стратегическое мышление», — заключает Ирина Жильникова.

По статистике hh.ru, в 2018 году чаще всего в категорийных менеджерах нуждались московские работодатели (34% от общего количества подобных предложений о работе). На долю петербургских компаний пришлось 6% размещенных вакансий. Чуть меньше 5% вакансий было открыто работодателями Свердловской области, по 3% — компаниями Новосибирской области, Приморского и Краснодарского краев, Республики Татарстан.

Трудности сыска
Найти категорийных менеджеров на стартовые позиции несложно, говорит Анна Дусаева. Со стороны начинающих соискателей наблюдается высокий интерес к этой должности. Но если работодателю требуется специалист с опытом работы, часто возникают сложности. Одна из причин, поясняет Анна Дусаева, кроется в особенностях работы категорийных менеджеров. «Сотрудники, проработавшие какое-то время на этой позиции, довольно часто начинают задумываться о переходе в смежные сферы. «Это связано с усталостью от чрезвычайно интенсивного режима работы, ненормированного графика, работы в высококонкурентной среде, где успешность компании во многом зависит от принятых категорийным менеджером решений. Нередко такие специалисты переходят на работу в компании-поставщики», — рассказывает Анна Дусаева.

Павел Лапинский уверен, что сложности случаются, когда у компании нет четкого понимания, какой именно специалист (то есть отсутствует описанный профиль кандидата) им нужен. «Также усугубить ситуацию может несоответствие рыночным условиям: заработная плата, бонус, соцпакет, плохой HR-бренд компании», — поясняет он.

Судя по статистике hh.ru, работодателям все-таки больше интересны специалисты со стажем. Так, каждая третья вакансия предполагала привлечение кандидатов с опытом работы от 3 лет и более. В 60% предложений о работе требовались соискатели с профессиональным стажем от 1 года до 3 лет. Только в 5% вакансий компании готовы были рассматривать кандидатов без опыта.

Денежный вопрос
Доход категорийного менеджера формируется из оклада и премий. Обычно это квартальный бонус, который зависит от достижения ключевых показателей эффективности: выполнения плана по обороту категории товара и плана по маржинальной прибыли категории, поясняет Анна Дусаева. Причем на итоговый заработок не влияет, работает специалист в продуктовой рознице или непродуктовой. «Максимальный уровень дохода тяжело выделить, скорее это частные истории, когда компании в силу обстоятельств нужна определенная экспертиза», — говорит Павел Лапинский. А вот средний заработок Анна Дусаева оценила в 80 тыс. рублей в месяц.





Эта оценка совпадает с данными hh.ru по Москве. Хотя, по словам Ирины Жильниковой, соискатели, ищущие работу в столице, рассчитывают на большее и указывают в резюме желаемый заработок 100 тыс. рублей. «Средние предлагаемые зарплаты от компаний из Петербурга и Екатеринбурга составили в 2018 году 60 тыс. рублей, при этом екатеринбуржцы в среднем отмечают в резюме уровень дохода 55 тыс. рублей, а петербуржцы — 75 тыс. рублей, — комментирует Ирина Жильникова. — Планку 50 тыс. рублей в вакансиях установили работодатели из Новосибирска, Самары, Ростова-на-Дону и Краснодара, и зарплатные ожидания соискателей из этих регионов совпали с предложением. Чуть меньше готовы предложить категорийным менеджерам в Нижнем Новгороде, Челябинске и Воронеже — 45 тыс. рублей, в Красноярске — 42,5 тыс. рублей, хотя кандидаты рассчитывают на большее — 50 тыс. рублей, кроме нижегородцев (45 тыс. рублей). Самые низкие заработные платы для работников этой специализации среди городов-миллионников наблюдаются в Казани (40 тыс. рублей) и в Омске (38,7 тыс. рублей), при этом казанцы указывают в резюме средний уровень ожидаемой заработной платы в размере 48,2 тыс. рублей, а омичи — 40 тыс. рублей. В целом в России средняя заработная плата для категорийных менеджеров в 2018 году равнялась 55 тыс. рублей».

Оценивая вакансии, в которых наряду с категорийными менеджерами указаны и товароведы, представитель «Авито Работа» замечает, что ожидания соискателей-товароведов по зарплате превышают предложения работодателей на 8%. «Особенно ярко эта тенденция выражена в регионах, — замечают в компаниях. — Только в Москве и Петербурге наблюдается обратная ситуация: конкуренция за сотрудников здесь существенно выше, чем в других городах, и работодатели предлагают более привлекательные зарплаты».