К концу 2019 года число сделок в Интернете между частными лицами увеличится до 177 млн с 90 млн в 2017 году, а объем — до 568 млрд с 295 млрд рублей, прогнозируют аналитики Data Insight. Рост происходит в основном за счет увеличения числа продавцов и частоты покупок. Так, в 2019 году что-то продавали 13,9 млн человек против 8 млн 2 года назад, а покупали 11,8 млн против 10 млн в 2017 году.

Доля частных продавцов среди всех интернет-пользователей выросла в первом полугодии 2019 года по сравнению с первым полугодием 2017 года с 9 до 14%, а продажи на одного продавца в месяц увеличились с 1 до 1,3. Средний чек практически не изменился: 3210 рублей в 2017 году против 3250 рублей в 2019-м.

Онлайн-платформы
Сделки между частными лицами в онлайне происходят на множестве ресурсов. Речь идет о соцсетях (VK, Instagram и др.), мессенджерах (Facebook, WhatsApp), досках объявлений («Из рук в руки», Avito.ru) и Sharing economy (AirBnB.ru, BlaBlaCar.ru, «Ремонтник.ру»). Популярностью у покупателей пользуются «ВКонтакте», Avito и «Юла».

Лидером в сегменте c2c является сервис Avito, его доля продаж от всего рынка сделок в сегменте c2c составляет 66%, по итогам 2019 года на платформе компании прогнозируемый объем сделок составит 116 млн рублей. Более 40% покупок на всех этих ресурсах оплачивается онлайн. С карты на карту — один из самых популярных способов оплаты.

Одна из тенденций продаж в Интернете между частными лицами — это сокращение продаж б/у товаров и рост продаж новых. В частности, на Avito доля продаж вещей, бывших в употреблении, на апрель 2017 года составляла 62%, а на апрель 2019 года — 60%. Доля новых товаров выросла с 27 до 29%, увеличилась доля продаж и товаров хендмейд — с 4 до 5%. Если смотреть по категориям, то в c2c-продажах лидирует электроника и бытовая техника (23% сделок), одежда и обувь (18%) и детские товары (16%).

Кроме обычных людей, продающих собственные вещи, эти площадки активно использует малый и средний бизнес для продажи своих товаров и услуг. Далеко не все продавцы в соцсетях имеют юрлица или ИП. Кто-то умышленно этого не делает, чтобы не платить налоги, кто-то — по незнанию, считая, что объемы продаж небольшие, а кто-то боится «светиться» и выходить в правовое поле.

Екатерина Л., находясь в отпуске по уходу за третьим ребенком, решила заняться небольшим бизнесом — готовит самостоятельно на дому шоколадные конфеты, фигурки на заказ с разными начинками и зефир. И продает их через Instagram. В месяц удается продать 20-30 упаковок сладостей, средняя стоимость одного подарочного набора — 1,5 тыс. рублей. При этом как ИП Екатерина регистрироваться не планирует. «Зачем? До рождения первого ребенка я имела ИП. У меня был небольшой магазин по продаже различных товаров для праздника, параллельно принимала заказы на фотосъемку. Но доход был небольшой, в месяц прибыль до вычета налогов была 20-30 тыс. рублей. Из них я тратила ежеквартально на услуги бухгалтера и раз в год платила налоги. В итоге из этих копеек почти ничего на жизнь не оставалось. Проще сидеть дома, воспитывать детей и при меньших трудозатратах и расходах продавать сладости через Интернет», — рассказывает Екатерина.

Анна К., также мама троих детей, тоже занялась бизнесом на дому — выпекает хлеб и продает через знакомых и в Интернете. Также не хочет регистрировать ИП, считая, что у нее объемы продаж небольшие и вся прибыль будет уходить на налоги.

«Социальные сети — это не только инструмент общения, но и коммерческая площадка, c помощью которой можно как продавать товары, например популярные сейчас домашние торты, так и оказывать услуги, в том числе по написанию рекламных постов за вознаграждение или по бартеру. И то и другое, по сути, является предпринимательской деятельностью, если носит систематический, а не разовый характер, и направлено на получение прибыли. В отличие, например, от продажи собственных вещей на Avito — здесь речь о прибыли не идет, потому что вещи, как правило, продаются за более низкую стоимость, чем та, по которой они изначально приобретались», — поясняет Ирина Дударева, юрист практики «Сделки и корпоративное право» петербургского офиса юридической фирмы «Борениус».

По словам Ирины Дударевой, одна из самых распространенных ошибок продавцов в Интернете — считать, что небольшой бизнес в соцсети не попадет в поле зрения налоговой. «Это заблуждение уже развеяно практикой последней пары лет. Налоговая служба, напротив, проводит целые рейды по выявлению граждан, продающих товары и оказывающих услуги через Интернет, и отчитывается о результатах на своем сайте — при желании можно ознакомиться, это довольно интересно», — говорит юрист.

Налоговые рейды
Последние 2 года на сайтах межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы стали появляться сообщения о проведенных рейдах, в ходе которых выявляются граждане, оказывающие услуги через Интернет. На запрос MarketMedia, cколько таких проверок было проведено за последние 2 года, в пресс-центре ФНС ответить не смогли, уверив, что ведомство не ведет такую статистику. Тем не менее многие юристы говорят, что налоговые службы российских регионов проводят целый комплекс мероприятий по выявлению незаконной предпринимательской деятельности, сотрудничают с местными администрациями, полицией, общественными объединениями, с некоммерческими организациями, чтобы выявить теневых предпринимателей.

«В социальных сетях часто можно встретить аккаунты с предложением о продаже кондитерских изделий, предоставлением косметологических услуг или ремонта на дому. Как правило, эти люди пока предпочитают оставаться в тени и не выходить в правовое поле, - говорит Светлана Гузь, управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business. – Государство начинает больше обращать внимания на этот сектор. К примеру, налоговая инспекция под видом тайных покупателей проводит контрольные закупки и рейды у предприимчивых граждан, которые могут незаконно заниматься коммерческой деятельностью. Ведомство ищет случаи неуплаты налогов с дохода от продажи товаров и услуг».

Понятно, что создавать и поддерживать свой собственный сайт, вести бухгалтерию, нанимать специалистов, отчитываться регулярно в налоговую — это все головная боль. «В соцсетях же все очень просто. Сфотографировал, выложил, продал. Вопрос закрыт», — говорит исполнительный директор платежного сервиса Robokassa Татьяна Глазачева, отмечая, что продавать в соцсетях легко, но чаще всего это выливается в нелегальную с точки зрения государства торговлю и перевод денег с карты на карту (преимущественно через «Сбербанк онлайн»), так как на многих ресурсах нет технической возможности оплачивать покупки.

И если для продавца получение денег на карту не проблема, то для покупателя — риск. «Покупатель передает деньги и физически не видит товар, а при платеже с карты на карту операция безотзывна. Мошенников в соцсетях много. И историй, когда платили деньги, но не получали товар, много. В Казахстане, например, ФНС ходит по Instagram-продавцам. Делает контрольные закупки, и людей сажают, а это очень неприятная история», — рассказывает Татьяна Глазачева.

Выходом из ситуации, когда есть зарегистрированный бизнес, но при этом хочется избежать затрат на создание сайта с платежной системой, может стать подключение к стороннему сервису, позволяющему принимать онлайн-платежи. Этот рынок ежегодно растет более чем на 20%, а потому свои услуги сегодня предлагают десятки компаний, как международных, так и российских.
Среди них YANDEX.KASSA, RBK Money, Robokassa, Payoneer, Skrill, Payeer и другие. Такие же сервисы предлагают и крупные банки типа Сбербанка, «Тинькофф», Альфа-Банка. Но это не выход для такой армии продавцов, как Екатерина и Анна, о которых рассказано в начале статьи. Они по-прежнему остаются под дамокловым мечом контрольных закупок налоговых инспекций.