Общество выросло, стало осознаннее на порядок, и поведение многих собственников, предпринимателей (не важно, каких размеров бизнеса), а именно людей, — оно сейчас по-человечески очень разное. Этот кризис — тест на человеческие отношения и на наличие совести и других нравственных ориентиров, которые сразу стали очень близкими и выпуклыми.

Один простой пример: многие виды бизнеса были привязаны к аренде офисов в бизнес-центрах. В результате вынужденной удаленной работы одни управляющие компании бизнес-центров сами предлагают своим клиентам снизить ставку по оплате/оплатить позже, другие говорят, что им также нужны деньги, и вот — договоры, и это не их проблема. И добавляют: мы вам снизим, если очень нужно, но просим об этом не говорить другим.

Интересно, насколько они понимают, что после кризиса к традиционным моделям ведения бизнеса и работы с командами вернутся далеко не все, и те, кто вернется, уж точно найдет себе бизнес-центр, который выстраивал отношения на перспективу, где приятно и комфортно находиться.

Мы видим, что рекрутмент не умер, как пишут многие, но он стал еще более распределен по разным отраслям/сферам бизнеса. В IT глобальных изменений нет: как большинство IT-специалистов работало удаленно, так и продолжает. Наоборот, пока разработчиков стало еще сложнее привлекать, они предпочитают отсидеться у себя в компаниях.

Руководители налаживают удаленную работу, оптимизируют затраты и делают заметки, кто и как из сотрудников ведет себя во время и после. Уже не раз мы слышали от клиентов-руководителей такие темы про кого-то из сотрудников: «после карантина разберемся».
У нас уже есть кейсы вывода кандидатов на работу в режиме онлайн и самоизоляции, и это не только IT-компании, что радует. 

Расстраивает приостановка, спад деятельности производственных гигантов (если это не фармацевтический бизнес, не продукты питания и не товары медицинского назначения, не виды бизнеса, обеспечивающие ключевую жизнедеятельность людей).

Но еще больше расстраивает то, что происходит сейчас на рынке краткосрочного онлайн-обучения. Вопреки прогнозам по увеличению прибылей на этом рынке (особенно в сегменте b2c), мы видим другие тренды. А именно: спад в продажах, и его делают игроки этого рынка своими руками. Люди не могут потреблять такое количество бесплатных программ, курсов и вебинаров. Даже если они будут сидеть дома и смотреть вебинары каждый день, они не успеют за тем, что предлагает сейчас рынок онлайн-образования бесплатно каждый день. Возможно, пора остановиться и искать другие способы быть ближе к клиентам в онлайн-режиме?

Из нарастающих трендов мы также видим, как компании объединяются, помогая друг другу и помогая слабым, тем, кому эта помощь особенно нужна.
В заключение хочется сказать, что сейчас социальный капитал увеличивается в цене, и он не привязан ни к рублю, ни к доллару. Он привязан к совести. А это точно новая парадигма отношений.