Современный человек совершает покупки спонтанно, импульсивно, то есть он хочет отдохнуть, развлечься, встретиться с друзьями и по дороге, возможно, пройтись по магазинам и что-то купить. Ему нужно пространство, где он будет не только расслабляться, но и получать новые эмоции. Многие старые торговые центры не могут гарантировать покупателям занимательное путешествие, интересную историю и креативный опыт. Но помочь им может реконцепция.

1

Уникальность

Эстетика играет огромную роль. Уникальный дизайн — это эмоциональный якорь. Мебель, изготовленная на заказ, качественные отделочные материалы, знаковые элементы, арт-объекты — все работает на узнаваемость. Безликие пространства можно превратить в индивидуальные, добавив айдентику, метафоры, символы, отсылки к названию, истории места и его окружению. Например, для торгового комплекса «ВТБ Арена Парк» мы придумали дизайн-элементы, связанные со спортом, — силуэты болельщиков на стенах и колоннах, а также отдали дань архитектуре старого стадиона «Динамо», расположив на потолке копии барельефов советского скульптора Сергея Меркулова.

Входные группы должны быть яркими, притягательными — это визитная карточка шопинг-молла. Например, работая над реконцепцией торгового центра «АФМ Молл», мы предложили создать в атриуме амфитеатр, который стал местом встреч.

2

Зонирование

Во многих торговых центрах зонирование устарело и не соответствует покупательским потокам. Когда мы идем по торговому центру, мы не должны читать надписи, а должны интуитивно понимать, где находимся и куда стоит двигаться.

Чтобы создать грамотную логистику, надо изучить трафик с помощью специальных программ — это помогает выявить проблемные места и мертвые зоны ТЦ. А затем переосмыслить пространство, наполнив его новыми функциями. Придется разработать навигацию, создать опорные точки, которые заставляют людей задержаться, и сделать торговые галереи более открытыми и заметными.

Важно понять, как именно люди хотят передвигаться внутри торгового центра, — возможно, нужно сделать пространство безбарьерным. Формат Department Store, кстати, сейчас очень востребован, а подобных проектов не так уж и много. Мы опирались на эту тенденцию, создавая концепцию Trend Island в «Авиапарке».

3

Сервисы

В пространстве торгового центра хочется чувствовать себя комфортно. Чем больше создано специальных сервисов, тем охотнее посетитель совершает покупки. Здесь важно все: как расположены информационные стойки, как организованы и расположены санузлы, есть ли комната матери и ребенка. Людям нравится, когда о них заботятся. Парковки должны быть не только для автомобилей, но и для велосипедов и самокатов. Остановки для такси, детские зоны и зоны для релакса, микроволновки в зонах фуд-корта, конечно, бесплатный Wi-Fi — все, что делает пребывание человека в торговом центре удобным и заставляет его возвращаться туда снова и снова. Например, зоны около санузлов. Они часто выглядят серо и уныло, а ведь там можно сделать комнату ожидания с мягкими пуфиками, журнальными стойками, питьевыми фонтанчиками и точками для зарядки гаджетов.

4

Свет и акустика

Для создания гармоничного пространства также важны свет и акустика. Надо помнить, что каждый бренд разрабатывает свое световое решение: в одном магазине приглушенный свет, в другом — очень яркий. Поэтому в общих зонах нужен баланс света, который поможет поддерживать правильное настроение публики. Яркий свет утром тонизирует, бодрит, помогает настроиться на активное времяпрепровождение, а рассеянный свет к вечеру способствует расслаблению, снятию стресса. Важно использовать и естественное освещение.

Большую роль в создании атмосферы торгового центра играют правильно спланированные акустические решения. Из каждого магазина доносится своя музыка. В общих пространствах нужно от этого отдохнуть. Ковролин и другие мягкие покрытия, мебель, перегородки, акустические панели, живые растения, лампы — все это разбивает и поглощает звук в пространстве, создает атмосферу спокойствия и уюта.

5

Мультиформатность

В современном торговом центре фокус смещается на развлечения, а мультиформатность становится обязательным условием успеха ТЦ. Помимо обычных магазинов, здесь должны быть другие зоны: спорт, образование, хобби, шоурумы, общественные сады, детские комнаты, фреш-маркеты и кулинарные школы.

Создайте в молле арт-пространство, где можно проводить концерты, театральные представления, выставки, или организуйте мобильную разборную сцену — и он станет местом притяжения не только для жителей окрестных районов, но и, возможно, для всего города. Создайте трендовые арт-объекты — и в торговом центре будут устраивать фотосессии. Так, например, доминантой интерьера магазина Trend Island в «Авиапарке» стала огромная луна, рядом с которой посетители очень любят фотографироваться для Instagram.