Поступил ко мне любопытный запрос: «Что делать производителю, который делает чай «Томские купажи»?». Именно в аэропорту Томска Алексей Навальный незадолго до полёта выпил чаю, а его последующая экстренная госпитализация стала в России новостью №1, как минимум, в Интернете.

Первая мысль, которая пришла мне в голову после вопроса про чай: «Почему я об этом не подумал?».
Вам покажется это странным, но вопросы, которые у вас возникают в ответ на происходящие события с одной стороны невероятно важны и определяют нашу жизнь, а с другой стороны ясно показывают, чем мы заморочены. Вопрос «Что делать производителю чая «Томские купажи»?» отличает человека с предпринимательским мышлением.
Не важно, что происходит, но если вам повезло и вы сформировали у себя предпринимательское мышление, то в ответ на происходящее у вас первым возникает вопрос «Как на этом заработать?». Представляете, насколько не понимают предпринимателей люди с другим складом мышления? Пропасть! Вопрос «Как на этом заработать?» не делает предпринимателя бездушным, лишённым эмпатии, бесчеловечным. Этот вопрос делает предпринимателя эффективным. У врача, кстати, другие вопросы возникли, правильно? Вот этим врач отличается от предпринимателя и от врача-предпринимателя.

Так что делать производителю чая «Томские купажи», в линейке которого есть и «Гордость Томска» («…прославился неспроста - его целебным свойствам посвящены медицинские трактаты…»), и «Томские кружева» («…наша гордость - разнотравье томских лесов и полей, собранных вручную рано утром, в которые дивным узором вплетены пряные оттенки. Источник силы и вдохновения в каждой капельке вашего чая…»), и «Город на Томи» («…уникальный чай, предназначенный для укрепления иммунитета и восстановления сил... идеален в первой половине дня, ведь он прекрасно тонизирует и повышает работоспособность»)?

Я им не консультант, но на мой взгляд, надо пользоваться моментом. Обязательно. Если они этого не сделают, значит над своим предпринимательством они поставили ещё какой-то приоритет. Назвали его красиво и поклоняются. Кстати, имеют право. Поэтому дальше буду писать свои мысли о том. Что мог бы сделать владелец бизнеса с предпринимательским взглядом на мир.

1. Принять деятельное участие в лечении пострадавшего (Бог его знает от чего пострадавшего).

2. Собрать пресс-конференцию и рассказать, что сделано по первому и по пункту, рассказать, как производится, хранится и продаётся томский чай.

3. Усилить рекламную активность и активность продавцов.

Расскажу сейчас одну историю, которая со мной произошла. Приехал к клиенту в другой город и даже в другую страну. Вечером клиент пригласила (да, владелец- женщина) меня в самый пафосный ресторан. Для нас был забронирован столик. Вероятно, лучший столик в ресторане. И в конце ужина, очевидно желая произвести большее впечатление своей гостеприимностью, клиент спрашивает: «Знаете, что это за столик?» - Нет, - говорю я. - За этим столиком год назад убили вот такого человека (я забыл кого там убили, но было понятно по её тому, что человек был важный), - сказала владелица бизнеса с гордостью. Я так думаю, что забронировать этот столик мог далеко не каждый. Там очередь из желающих поужинать за этим столиком. Не надо осуждать людей. Человечество выделилось из животного мира научившись сплетничать, не забывайте этого, если решили вести бизнес. Просто запомните: люди простят вам почти всё, но если вы будете думать о них слишком хорошо, то нет.