Курс доллара превысил 75 рублей, поднявшись до такой отметки впервые за 4 года. Девальвация российской валюты происходит вслед за обвалом нефтяных котировок. Во время предыдущих экономических кризисов, мирового, разразившегося в 2008-2009 годах, и локального, после введения экономических санкций за присоединение Крыма в 2014 году, многие россияне стремились сделать крупные покупки, чтобы хоть как-то спасти свои сбережения. Опрошенные MarketMedia автодилеры говорят, что 2020 год не стал исключением: трафик в салоны вырос.

Отложенный спрос пришел в автосалоны
«Мы видим, что спрос со стороны покупателей оживился, и это произошло вслед за первыми скачками рубля по отношению к бивалютной корзине. Ранее при значительных валютных колебаниях спрос, как правило, опережал предложение и на некоторые марки был дефицит», — отмечает директор филиалов «АВИЛОН. Мерседес-Бенц» Алексей Стариков.

«В связи со скачком курса рубля мы отмечаем существенное повышение трафика в дилерские центры. Клиенты стремятся приобрести автомобили по текущим ценам, опередить вероятное подорожание. Это касается как новых автомобилей, так и автомобилей с пробегом», — говорит директор по развитию компании «РОЛЬФ» Владимир Мирошников.

«Ажиотажный спрос уже начался, мы наблюдаем его с начала этой недели. Обычно он длится, в зависимости от агрессивности кризиса, около 5-10 дней. В нашем случае кризис более растянутый, и повышенный спрос может быть также более растянутым, без резких скачков. Но опять же, по нашим прогнозам, он продлится максимум 13-15 дней», — считает руководитель отдела продаж «Сигма Сервис» Георгий Коновалов.

«По опыту прошлых лет можно сказать, что при столь значительных валютных колебаниях россияне предпочитают не откладывать запланированные покупки автомобилей. Сейчас мы наблюдаем повышенный спрос в дилерских центрах, но пока об ажиотаже говорить рано», — более скептичен президент Ассоциации РОАД Олег Мосеев. По его словам, товарных запасов машин, закупленных по более низкому курсу евро и доллара, хватит на несколько месяцев. «У автокомпаний будет достаточно времени, чтобы адаптироваться к новым условиям, так как планы по производству и продажам строятся на 3-6 месяцев вперед», — поясняет Олег Мосеев.

О том, как автодилерам воспользоваться кризисом, читайте здесь



Неизбежный рост цен
В «РОЛЬФЕ» считают, что дальнейшая динамика рынка будет зависеть от того, на каком уровне зафиксируется курс рубля. «Если он останется на текущем уровне, то повышение цен на автомобили весьма вероятно», — уверен Владимир Мирошников. «Стоимость автомобилей коррелируется со стоимостью валюты, то есть колебания курса рубля — это одна из причин, которая непосредственно влияет на цены. Но важно отметить, что резких скачков не бывает, для начала автопроизводители должны оценить ситуацию на рынке и понять, как поведет себя валюта в долгосрочной перспективе. До тех пор пока курс валюты не зафиксировался на определенной отметке, спрогнозировать рост цен сложно», — осторожен в прогнозах Алексей Стариков.

«Уже сегодня мы получили информацию от импортера о повышении цен на автомобили ŠKODA OCTAVIA и KODIAQ, а это значит, что дилерские центры будут вынуждены продавать дороже», — констатирует Георгий Коновалов.

Генеральный директор аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин ожидает подорожание цен в апреле-мае. «Вилка может быть разная. 2-3-5%. Это психологический момент и для покупателя, и для импортера», — отмечает эксперт.

«На фоне падения рубля автопроизводителям придется пересчитывать цены. Они не будут делать это сразу, предпочтут действовать постепенно. В первую очередь речь идет об импортных моделях, которые будут дорожать более оперативно, чем высоколокализованные автомобили. В среднем на 5-8%, но может быть и более 10% на отдельные бренды и модели», — прогнозирует Олег Мосеев.

Для автодилеров ситуация осложняется тем, что сбережений у россиян сейчас меньше, чем перед началом предыдущих экономических кризисов. Покупательная способность населения нашей страны падает шестой год подряд. «Вряд ли у населения вдруг появится больше денег, чтобы покупать автомобили. Соответственно, эта ситуация однозначно приведет к снижению продаж в штуках. Падение продаж на 8%, которое РОАД прогнозировал в начале года, уже можно считать оптимистичным. Скорее всего, падение будет больше», — пессимистичен Олег Мосеев.

Для сравнения: в кризисном 2015 году автомобильный рынок России сократился на 35,7%. За год было продано 1,6 млн легковых и легких коммерческих автомобилей (на 890,2 тыс. штук меньше, чем в 2014 году). В 2019 году, по данным AEB, продажи новых машин на российском авторынке составили 1 млн 759 тыс. штук.