По словам Мари Дрискол, управляющего директора консалтингового агентства Coresight Research (США), в Северной Америке в настоящее время число закрываемых магазинов ежегодно превышает число новых точек. Ключевую роль в злоключениях традиционных торговцев приписывают Amazon, которого многие ретейлеры считают чумой XXI века. По мнению экспертов, есть предпосылки, что крупнейший интернет-магазин в мире станет №1 в fashion-ретейле уже в этом году.

Смотрите, кто ушел
С начала этого года в США закрылось уже 4,5 тыс. магазинов, а открылось лишь 2,4 тыс. В целом в этом году ожидается, что прекратят работу 10 тыс. магазинов, в то время как в 2017 году закрылось 7 тыс. розничных объектов. Причем чуть ли не каждая пятая розничная сеть уходит с рынка через банкротство. При сохранении такой тенденции к 2022 году каждый пятый универмаг закроется, подсчитало Coresight Research.

Среди обанкротивших компаний старейшая сеть универмагов Bon-Ton, работавшая с 1898 года, сеть по продаже игрушек R Us, ювелирная сеть Claire’s, сеть по продаже необычных технических и туристических гаджетов Brookstone, дискаунтеры National Stores, обувная сеть Nine West и др.

Некоторые из них пытаются через банкротство избавиться от части долгов, провести реорганизацию и продолжить работу на рынке. Свои финансовые проблемы сети, как правило, объясняют тем, что растет доля покупок в Интернете, а в торговых комплексах снижается покупательский трафик.


В настоящее время в мире пять крупнейших торговых центров расположены в Азии, самый большой из них — New South China Mall площадью 2,9 млн м2 — находится на юге Китая. 



По данным Coresight Research, в США рынок торговых центров перенасыщен и больше не растет — за последние 4 года в стране рост числа ТРК составил 0,4%. В ближайшие 5 лет в Америке, по прогнозам, будет закрыто до 25% торговых центров.



Эксперт приводит в пример китайские торговые центры, которые выживают за счет того, что создают эмоции для покупателей. По данным американской компании, в настоящее время в мире пять крупнейших торговых центров расположены в Азии, самый большой из них — New South China Mall площадью 2,9 млн м2 — находится на юге Китая.

Выживание через коллаборации
Интернет-гигант Amazon продолжает захватывать доли рынка у традиционных ретейлеров. Согласно опросу Coresight Research, сеть Target потеряла 30,3% покупателей, которые стали покупать одежду и обувь на Amazon, Walmart лишился 24,9% таких покупателей в fashion-сегменте, Kohl’s — 23,5%, Macy’s — 23,1%, JCPenney — 21,1% (см. инфографику).

На фоне давления Amazon традиционные ретейлеры начали вступать в различные партнерства, чтобы предложить покупателям лучшие предложения, различные сервисы и новые эмоции. Например, премиальный ретейлер Lord&Taylor начал продавать свои товары на маркетплейсе Walmart. Сеть Kroger подписала контракт с поставщиком инновационных решений Ocado на строительство роботизированного центра. Сеть Macy’s начала сотрудничество с Alibaba, а Walmart приобрел контрольный пакет акций индийского интернет-игрока Flipkart. Сеть Kohl’s начала партнерство с LEGO и Amazon.



По словам партнера консалтинговой компании Oliver Wyman (Швейцария) Нордаля Кавадини, последние 2 года в мировом ретейле действительно популярны различные коллаборации, и даже конкуренты вступают в партнерства. И в России такие примеры уже есть, например, два спортивных ретейлера-конкурента начали сотрудничать — сеть «Кант» открывает в «Спортмастере» свои магазины.

Главное — что, а не где!
Глава стратегических проектов IGD (Великобритания) Милош Ряба отмечает, что сегодня главный вопрос покупателя: что купить, а не где купить (в онлайне или в офлайне, напрямую или через мобильное приложение с доставкой на дом). Эксперт отмечает, что китайские магазины Hema, которые начал открывать Alibaba, предлагают любые возможности для покупателей, но самое главное, что цель этой сети присутствовать в 2 км от любого китайца.

«Alibaba понял, что недостаточно присутствовать только в онлайне, надо быть еще и в офлайне. Поэтому появились магазины Hema. Многие ретейлеры поняли, что счастливый покупатель — это тот, который может сделать покупки и в онлайне, и в офлайне одной компании, которая предлагает бесшовный переход из одного канала в другой», — говорит Нордаль Кавадини.



В настоящее время у Alibaba работает пара десятков супермаркетов в Китае под брендом Hema, в которых покупатели могут не только сделать офлайновые покупки, но и заказать через Интернет. Также клиент может купить продукты, которые при нем тут же приготовят, после чего их можно в зоне кафе или ресторана съесть. «В планах Alibaba открыть 2 тыс. супермаркетов», — подчеркивает Милош Ряба.

Будут ли нужны магазины как распределительные центры и нужны ли они будут вообще — это хороший вопрос. В перспективе 30 лет я не уверен, что они будут нужны, но в перспективе 10 лет пока еще будут существовать



По словам соучредителя и CEO интернет-магазина Lamoda Флориана Янсена, сегодня необходимо стирать границы между онлайн- и офлайн-каналами. В частности, его компания тоже вступает в коллаборации, например создала для своих партнеров fashion-ретейлеров платформу, на которой они могут продавать товары, используя логистику и склады Lamoda.

Директор по стратегии X5 Retail Group Вадим Капустин уверен, что в ближайшие 5-10 лет сети не исчезнут, это может произойти лишь в перспективе 30-40 лет. «Ядро любого бизнеса — это удовлетворение базовой потребности, продуктовые сети удовлетворяют потребности в еде. Как через 5-10 лет мы будем удовлетворять эту потребность? То, что это будет происходить через цифру, — неизбежно. Потому что молодое поколение выросло с мобильным телефоном и не представляет, как без него можно существовать. Будут ли нужны магазины как распределительные центры и нужны ли они будут вообще — это хороший вопрос. В перспективе 30 лет я не уверен, что они будут нужны, но в перспективе 10 лет пока еще будут существовать», — предполагает Вадим Капустин.

Юрий Берченко, руководитель по работе с ключевыми клиентами компании Google, считает, что ретейл при этом пока недооценивает роль голосовых помощников. «Мы пытаемся делать инновации в сфере искусственного интеллекта, мы уверены, что взаимодействие человека с роботом будет очень распространенным, поэтому наша компания 2-3 года активно инвестирует в эту технологию. Потребитель сможет не ходить в магазин, не открывать телефон, а использовать голосовой помощник для поиска конкретного товара», — говорит Юрий Берченко.