Минтруд разработал профессиональный стандарт «Работник в области частной охранной деятельности». Несмотря на то что частные охранные организации существуют более 25 лет, единых стандартов качества охранных услуг в России до сих пор не было. Профстандарт восполняет этот пробел и описывает полномочия, уровень образования, необходимых умений и навыков для 29 трудовых функций в охране. В пояснительной записке к проекту сказано, что объем российского рынка охранных услуг превысил 120 млрд рублей.

Значительную долю этого рынка занимает охрана торговых центров. Общая площадь качественных торговых центров в России достигла 40,8 млн м2, подсчитали в компании «Магазин Магазинов» по итогам первого полугодия 2019 года. Все эти комплексы нуждаются в охране и создают стабильный спрос на такие услуги. Большие площади, множество арендаторов, тысячи покупателей, ежедневно посещающих торговые центры, делают обеспечение безопасности в них сложной задачей. Для ее решения требуется как физическая охрана силами привлеченного частного охранного предприятия (ЧОП) или собственной службы, так и технические средства контроля и видеонаблюдения.

Ответственный пост
«Посты охраны должны располагаться на всех входных группах объекта. На каждом этаже комплекса необходимо предусмотреть патрульных. Комнаты видеонаблюдения, зона парковки также должны находиться под контролем охраны», — говорит директор по эксплуатации УК «Ташир-Менеджмент» Евгений Федоров.

«Если говорить о количестве сотрудников на одном объекте, то здесь цифры могут очень сильно разниться. В первую очередь это зависит от размера объекта: чем он больше, тем больше людей требуется для его охраны. В среднем в одной смене работают 15-30 человек», — отмечают в УК «Адамант».

По словам заместителя генерального директора по вопросам безопасности «OZ МОЛЛ» Дмитрия Фороста, при взаимодействии службы охраны торгового комплекса с пользователями может возникнуть 10-20 ситуаций в день, но чаще всего это не инциденты, а ситуации, требующие консультационной помощи.
В выходные и праздничные дни ситуаций, требующих вмешательства охранников, намного больше, чем в будни. Есть и сезонный фактор: как правило, осенью и весной количество происшествий возрастает.

«Для небольшого торгового центра площадью 25 тыс. м2 необходимо как минимум 10 постов, на которых будут находиться охранники. Основные локации — входы. В каждом конкретном торговом центре нужен индивидуальный подход в соответствии с действующими планировками и расположением магазинов, ресторанов и супермаркета, время работы которых может отличаться», — отмечает управляющий партнер REDSTONE.property Индира Шафикова. По ее подсчетам, среднерыночный пост стоит от 120 тыс. рублей в месяц. «Вот и считаем — 10 постов — это 1,2 млн в месяц. Плюс видеооператор, плюс расходы на оборудование специализированных комнат для отдыха и оружия — выходит 1,5 млн рублей в месяц», — констатирует эксперт.

Своя охрана ближе
Есть два подхода к обеспечению безопасности торговых комплексов — создавать собственную службу охраны или отдавать эти услуги на аутсорсинг. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы.

«С момента открытия самого первого торгового объекта группы компаний «Ташир» управление и эксплуатация осуществлялись собственными структурными подразделениями. На сегодняшний день все объекты торговой недвижимости группы вверены собственной управляющей компании «Ташир-Менеджмент», осуществляющей полный комплекс property- и facility-услуг. Такая система «ручного» управления по опыту группы является наиболее эффективной как с точки зрения осуществления контроля, так и с точки зрения оптимизации затрат на содержание объекта, что, несомненно, выгодно и арендаторам торгово-развлекательных центров», — уверен Евгений Федоров.

Собственная служба охраны работает и на объектах УК «Адамант». «Ее преимущества очевидны — мы знаем наших сотрудников, и нам значительно проще контролировать их работу и проверять подготовку, чем в случае с работниками сторонних агентств. При приеме на работу мы обязательно проверяем состояние здоровья кандидата, проводим психологические тесты. Кроме того, каждый сотрудник имеет лицензию на осуществление деятельности, для получения которой необходимо пройти специальное обучение. Это важные аспекты, ведь сотрудник охраны — первый, к кому обратятся посетители торгового комплекса в случае какого-либо происшествия. Кроме того, собственная служба охраны имеет финансовые преимущества. Мы платим зарплату сотрудникам напрямую, не затрачивая дополнительные средства на комиссию агентства», — говорит руководитель департамента рекламы и маркетинга УК «Адамант» Алена Мариничева.

Дмитрий Форост, напротив, считает, что в больших торговых комплексах предпочтительнее отдавать данный вид услуг на аутсорсинг профессиональным компаниям с опытом обеспечения безопасности, хорошей базой материально-технического обеспечения и подготовленными сотрудниками. «В данном случае мы получаем весь спектр услуг, оказываемых специалистами высокого уровня под ключ. Любые нововведения или изменения, как организационного, так и технического характера, при данном формате работы происходят достаточно быстро в связи с наличием уже отработанных и готовых решений, а также специалистов для их внедрения. При необходимости решить небольшой спектр задач на компактной территории, конечно, выгоднее подбирать персонал под себя. Но любой собственник должен быть готов к некоторому повышению затратной части на подбор, обучение и интеграцию персонала. При наличии собственного штата одним из неоспоримых преимуществ может являться более высокая мотивация сотрудников», — отмечает он.

Индира Шафикова убеждена, что по сравнению с рыночными предложениями профильных охранных компаний иметь собственную службу охраны невыгодно. «Меня всегда «гложет» задать провокационный вопрос собственнику торгового центра, у которого охранники в штате (inside team): вы доход от аренды собираетесь получать или диверсифицировать бизнес и заниматься предоставлением услуг по охране зданий и думать, как нанимать охранников, как платить за них налоги, как предоставлять им отпуск, больничные, увольнять, нанимать и т.д.?»

Камеры повсюду
Стандарты безопасности для ТЦ на государственном уровне разработали в 2017 году, когда правительство утвердило постановление №1273 с требованиями к антитеррористической защищенности торговых объектов. Все объекты должны быть оборудованы системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией. Собственникам ТЦ предписали обеспечить непрерывное видеонаблюдение за всей территорией торгового объекта, архивирование и хранение этих данных.

В Москве стандарты безопасности еще строже. Как рассказали собеседники ММ, в рамках программы «Безопасный город» власти требуют от владельцев торговых центров устанавливать камеры снаружи, чтобы фиксировать ситуацию и на прилегающих участках и соседних улицах.
«Современные системы видеонаблюдения стали реальным подспорьем в вопросах обеспечения безопасности на объектах. Например, на наших объектах установлены системы, фиксирующие и запоминающие лица нарушителей. При повторной попытке проникновения на объект и/или в магазин арендатора система распознает и направляет сигнал диспетчеру. Соответственно, за нарушителем осуществляется особо пристальное наблюдение», — говорит Евгений Федоров.

«Камеры видеонаблюдения — один из инструментов в борьбе с хулиганством и другими правонарушениями, а также в их профилактике. Конечно же, подобные системы могут сократить расходы на охрану, но отказываться от работы человека преждевременно. Камеры — необходимый инструмент, но не стоит забывать, что они не могут отреагировать на происшествие, не задержат нарушителя до приезда полиции, в отличие от сотрудника охраны комплекса. Кроме того, наличие охраны на объекте оказывает психологический эффект на потенциальных нарушителей — данные лица осознают, что могут понести наказание, и поэтому зачастую не совершают противоправных действий», — сообщила Алена Мариничева.

«Развитие современных технических систем идет быстрыми темпами, но на сегодняшний день, к сожалению, имеется огромный пробел в обучении сотрудников-пользователей современным технологиям со стороны производителей и слабая автоматизация множества рутинных процессов», — констатирует Дмитрий Форост. Кроме всего, у самого собственника должно быть желание разумного наращивания потенциала технических систем и активного применения новых технологий.

Эффективной борьбе с кражами в торговых центрах законодательство скорее мешает, чем помогает. Дело в том, что минимальный ущерб для возбуждения уголовного дела по ст. 158 УК «Кража» должен составлять 5 тыс. рублей. Причем учитывается не розничная цена вещи, а закупочная, которая существенно меньше. То есть магазинные воришки знают, что реальный срок им не грозит. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает наказание по ст. 7.27 «Мелкое хищение» на сумму менее 1 тыс. рублей. Наказание по этой статье — от 1 тыс. рублей либо административный арест на срок до 15 суток.