Торговля заняла второе место в рейтинге российских M&A-сделок. Всего же в первом полугодии было совершено сделок по слиянию и поглощению на $17,856 млрд, подсчитало информационное агентство AK&M.

Среди крупнейших сделок этого полугодия в торговле стоит отметить покупку банком ВТБ 29% акций сети «Магнит» за $2,4 млрд у ее основателя Сергея Галицкого, слияния двух крупных мобильных ретейлеров: «Связного» и «Евросети», которая оценивается в $505,4 млн, а также покупка группой «Сафмар» Михаила Гуцериева российской сети бытовой техники и электроники Media Markt за $258 млн.

M&A-активность в торговле растёт: по сравнению с январем-июнем 2017 года прирост превысил 7%, хотя число сделок сократилось на 26% с 30 в предыдущем году, сообщает AK&M.



«Российский рынок ретейла по-прежнему находится в состоянии активной консолидации, поэтому относительно большое количество сделок поглощений — это тренд и он сохранится. В разных сегментах рынка он будет выражен по-своему. Так, если в продуктовой рознице сохраняется потенциал для крупных сделок, однако их общее число снижается поскольку рынок достигает высокой степени консолидации. А в сегменте обуви и одежды, наоборот, ещё высока степень фрагментации, но относительно не высок объём потенциальных сделок. В ближайшие 2-3 года активность в ретейле сохранится высокой, крупнейшие игроки заинтересованы укреплять позиции, несмотря на не самый оптимистичный сценарий динамки внутреннего спроса и состояния экономики», — говорит эксперт рынка ретейла Наталья Колупаева (более 14 лет проработала в качестве инвестиционного аналитика в различных банках, занимается анализом потребительского рынка и ретейла).

Кроме того, Наталья Колупаева отмечает, что возраст многих собственников небольших и средних розничных компаний в ряде случаев мотивирует их выходить из бизнеса.

«Активная экспансия крупных ретейлерских сетей именно в регионы и определяет на настоящий момент объем рынка слияний и поглощений в этом сегменте. Большинство федеральных ретейлеров предпочитают, продвигаясь в новые для себя регионы, не строить бизнес с нуля, тратя время и деньги на возведение недвижимости и инфраструктуры, а покупать региональные сети, либо отдельные объекты торговой недвижимости. Что касается популярности в части слияний и поглощений отдельных сегментов торговли, то каждый из крупных ретейлеров проводит собственную политику. Так, например, «О’Кей» решил сконцентрироваться на развитии дискаунтеров «ДА!» и магазинов формата у дома, распродав свою сеть супермаркетов, которые приносили заметно меньшую прибыль. В то время, как лидеры рынка «Магнит» и X5 Retail Group уделяют внимание развитию всех видов магазинов. Однако, мы полагаем, что в ближайшее время рынок слияний и поглощений в продуктовом ретейле продемонстрирует некоторое охлаждение, основные игроки переключаться на интенсивный путь, предполагающий улучшение качества использования уже имеющихся мощностей», — считает Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ»

До конца года ожидается, что «Магнит» закроет сделку по покупке фармдистрибутора «СИА Групп». Ретейлеру фармдистрибьютор нужен в рамках ее аптечного бизнеса, который он стал развивать с 2017 года.

X5 Retail Group с октября 2017 года пытается найти покупателя на сеть «Перекресток экспресс» (насчитывает более 150 объектов, площадь каждого примерно 200 м2). До конца этого года должна решиться судьба этой сети. Видимо, ретейлер, если не найдет покупателя, закроет магазины под этим брендом.

Суммарная стоимость сделок M&A в первом полугодии 2018 года в России снизилась на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив $17,86 млрд. против $21,08 млрд. годом ранее. В рублевом выражении суммарная стоимость сделок снизилась еще существенней — на 26%, до 1,04 трлн. руб. с 1,23 трлн. руб.

 Впрочем, ранее РБК со ссылкой на Thomson Reuters писал, что за первое полугодие 2018 года объем сделок слияния и поглощения в России вырос почти в три раза — до рекордных с 2014 года $13,4 млрд. При этом число сделок оказалось самым скромным за 10 лет.