Самыми динамичными представителями формата жестких дискаунтеров является сеть «Светофор», которая за 2019 год открыла 517 новых торговых точек средней площадью 700 м2 (теперь из 1402) и на 58% увеличила общую торговую площадь, до 1,03 млн м2 , привел цифры генеральный директор INFOLine Иван Федяков в рамках Продфорума в Москве. За 2019 год выручка «Светофора» увеличилась на 26%, до 102 млрд рублей. Это самый значительный рост по выручке среди топ-10 российских розничных сетей, отмечает Иван Федяков. 

Всего же за 2019 год на топ-10 отечественных сетей FMCG пришлось 32,8% от общего объема этого рынка, а их общая выручка увеличилась на 9,8% и превысила 5,2 трлн рублей. Общее число магазинов топ-10 сетей превышает по итогам 2019 года 55 тыс., а их общая площадь составляет около 22 млн м2.

Так же активно, по данным INFOLine, развиваются жесткие дискаунтеры «Доброцен» (рост в 2019 году по числу объектов почти в 2 раза, до 189 точек, на 152% по торговой площади — до 198 тыс. м2, и на 141% по выручке — до 14 млрд рублей), а также «ХлебСоль» (по числу объектов рост на 72%, до 195 точек, по площади — на 60%, до 50 тыс. м2, по выручке — на 39%, до 13 млрд рублей).

«В 2020 году развитием жестких дискаунтеров планирует заняться Х5 Retail Group, что усилит позиции формата на рынке», — говорит Иван Федяков.

О планах Ильи Якубсона создать российский Lidl читайте здесь.





Наблюдения коллеги подтвердила и руководитель отдела исследований потребительской панели Gfk Rus Елена Самодурова. По ее статистике, жесткие дискаунтеры за год увеличили свою долю в общем обороте рынка FMCG в стоимостном выражении на 52,6%, то есть с 1,4 до 2,5% (данные на ноябрь 2019 года), обогнав по этому показателю даже e-commerce (рост на 42,2%) и специализированные продуктовые магазины (рост на 26,1%).

«У жестких дискаунтеров более чем на 10% за год выросли все показатели: и количество визитов, и средний чек, и частота покупок, и затраты одного покупателя», — сообщила Елена Самодурова. В этот сегмент, по ее словам, покупатели перетекают отовсюду — из супермаркетов и гипермаркетов, из открытых рынков и уличной торговли, из Интернета и мини-маркетов. Но больше всего из традиционной торговли.

По словам Ивана Федякова, развитию жестких дискаунтеров способствует снижение доходов населения страны. «Прожиточный минимум составляет чуть более 11 тыс. рублей. И 20% людей живут за этой чертой. Расслоение людей по уровню дохода резко усилилось. В то время как на 40% в России выросло число долларовых миллионеров, примерно 60% сограждан получают меньше 30 тыс. рублей в месяц и не имеют накоплений. Зато 50% населения имеют кредиты. Все это приводит к структурным изменениям в розничной торговле. И развитию трэш-магазинов, которые умело используют стратегию, нацеленную на обслуживание самых бедных покупателей», — говорит Иван Федяков.

Руководитель направления по развитию бизнеса компании Nielsen Светлана Боброва подтверждает, что 70% россиян по итогам 2019 года экономят (для сравнения: в конце 2018 года экономили 65% соотечественников). «Людей тревожат рост цен на еду (об этом беспокоятся 28% россиян), увеличение счетов за коммунальные услуги (26%), здоровье (33%) и общее состояние экономики страны (19%). Поэтому они стараются уменьшить свои расходы. Больше всего экономят на одежде (59%), на развлечениях (54%), на коротких отпусках (47%). А на более дешевые продукты переключаются 56% россиян», — заключила Светлана Боброва.