Бренды — это не продукты. Конечно, в основе каждого из них лежит лидерство в удовлетворении потребителя своим продуктом. Так зарабатывается репутация и создаётся основа - длительным и кропотливым трудом, повышением наглядности и узнаваемости своей торговой марки. Но феномен бренда мы можем наблюдать лишь тогда, когда желание обладать маркой становится доминирующим над желанием обладать продуктом. Тогда рождается то, что мы называем power brands: те бренды, к которым потребители привязываются и которые становятся частью их «я». Бренды становятся универсальными помощниками в формировании образа человека, подсказывая социальный статус и помогая найти близких себе по духу, набору ценностей, социальных установок.

Этот короткий ликбез был бы полезен тем, кто сейчас активно пытается паразитировать на глобальных брендах, ушедших с российского рынка и возвращение которых вряд ли представляется возможным в ближайшие 5-10 лет. 

Для покупателей кофе важен не напиток, а Starbucks. Для покупателей H&M важен бренд, а не качество продукта, как и для покупателя IKEA, где он не потратив много превращается в европейского потребителя, соответствующего духу времени.


Создаёт себе приятный образ. Не отстаёт от жизни.

Конечно, это упрощение. Ведь вместе с брендом мы покупаем не только социальный статус, но и уверенность и гарантии - выгодно вкладываем деньги. Пока бренды живы и здоровы. Но в тот момент, когда бренд уходит из нашей жизни, мы можем смириться с чем-то новым, но не заменить. Тем более, если вместо него нам как покупателям начинают активно впаривать подделки.

Stars Coffee может быть отличным. Настолько же хорошим, на сколько может быть таковой техника Panasonix или кроссовки Abibas.


Чувствуете? В этом и проблема безграмотных маркетологов и алчных собственников, пытающихся ухватить локации, оборудование и технологии. Но плюющих на свою же собственную репутацию.

Можно как угодно долго паразитировать на Coca-Cola, можно сколь долго выдавать Stars за Starbucks - точно так же, как дешевые подделки выдавали за товары международного уровня советским гражданам в конце 80-х или начале 90-х. Как раз снимая с себя обвинения в нарушении авторского права меняя что-то в названии.

И хочется спросить, неужели владельцы «адаптированных» торговых марок видят собственную аудиторию на столько же безграмотной, как и 30-35 лет назад?


Но это не единственный вопрос. И, пожалуй, не основной, учитываю тот бодрый темп, с которым российский потребитель привыкает к плохим продуктам по высоким ценам. Основной вопрос, конечно, стратегический: если вы собираетесь делать сразу хорошо и даже обещаете продукт лучше ушедшего - какой смысл мимикрировать, пытаться выдать себя за другого? Зачем менять рыбий хвост на кокошник, если вы уверены, что сможете быть лучше ушедшей кофейной сети? Зачем повторять цветовые схемы, зачем использовать в новом фрагменты ушедшего старого?

Ответ вроде и понятен - он всегда лежит в низких компетенциях и отсутствии стратегического мышления. И чем крупнее бизнес, тем больше его менеджмент сосредоточен на своих интересах вместо интересов бизнеса – сиюминутных и вредоносных для бренда и репутации. И если раньше подобные обвинения могли казаться огульными, то за последнее время к этому утверждению появилось такое количество абсурдных подтверждений, что сомнения рассеиваются крайне быстро.

Да, в смутные времена рынки наполняются обилием «полу-брендов» и «недо-брендов», да и просто откровенных подделок. Но кого мы обманываем, скрепно трубя о результатах импортозамещения? Себя, потребителей, мировое сообщество? Ведь любому думающему человеку очевидно, что глобальный бренд, завоевавший себе место в совершенно разных экономиках благодаря длительному и системному налаживанию процесса создания собственного продукта, выходящего за рамки товара или услуги, невозможно заменить. Невозможно создать точно такую же или близкую ценность. А значит впереди разочарования и потребителей, и сотрудников. А если добавить сюда нашу когнитивную особенность идеализировать прошлый опыт – мы получим со всех сторон мрачные перспективы. Lose-lose.

Что же делать? Учить «сырные уроки» восьмилетней давности. Ведь за это время целая отрасль так и не смогла избавиться от доминирования сырного продукта, который вряд ли можно назвать не просто вкусным, а хотя бы съедобным. Хотя изначально обещаний и заявлений было огромное количество - прямо как сейчас. Но ни поддельный пармезан, ни поддельный камамбер нельзя сравнивать с настоящим. А ведь ситуация могла бы развиваться иначе, если бы вместо попыток сделать «как у них», заместить собой, фокус сместился бы на поиски чего-то своего. Достойного и пусть в чём-то самобытного, но доступного и понятного потребителю. Восемь лет — достаточный срок, чтобы создать и отполировать массовый выпуск доступного продукта достойного качества.

Но так сложно заставить себя начинать что-то делать с нуля, когда вот оно, лежит, ничейное, прямо перед тобой… А это уже совсем другая идеология, другой подход на старте и иной бизнес в итоге. От которого все проиграют.

Другие колонки Сергея Славинского