Торговую недвижимость продолжает лихорадить, нас покидают крупные мировые бренды. Одной из последних «потерь» стал уход H&M. Во-первых, это печально с потребительской точки зрения, бренд пользовался большой популярностью у российской аудитории. Во-вторых, и уже с точки зрения бизнеса, это огромное количество площадей. Теперь объектам придется думать, кем их занять.

Как я всегда говорю, одной волшебной пилюли для всех не существует, поэтому предлагаю разобраться, как же действовать при выборе достойной замены арендаторов крупных свободных помещений, если они у вас появились.

1. Следует определить допустимую минимальную цену предложения, т. е. уровень арендной ставки и условия ниже которых вы никак не готовы опуститься.

2. Вспомните про концепцию вашего объекта. Каких предложений ему не хватает для усиления? Возможно, было бы неплохо иметь гипермаркет товаров для дома. Возможно, следует развить направление спорт. А может быть это будет fashion эконом или, к примеру, детский развлекательный центр.


Определите, что было бы хорошо именно для вашего объекта и для вашей целевой аудитории с точки зрения усиления продукта, а не исходя из предложений и операторов на рынке.


3. Обязательно учитывайте ситуацию конкурентов. Есть ли у них подобные свободные площади? Как они ими планируют «распоряжаться»? В каком предложении мы им проигрываете? В каком выигрываете? С помощью какого предложения можно усилить ваше конкурентное преимущество? Ответы на эти вопросы помогут верно определить категории, в которых необходимо вести поиск новых арендаторов.

Во втором и третьем пункте отделу аренды и брокерам могут здорово помочь маркетологи, так как именно они понимают свою аудиторию и ее потребности.

4. Если вам все же не удалось найти достойную замену ушедшим брендам и приходится «идти на компромиссы» проследите, чтобы договор аренды был «на вашей стороне» и в будущем вы безболезненно смогли провести ротацию.

Сейчас наиболее вероятными заменами видится расширение уже известных брендов, к примеру Melon Fashion Group буквально недавно заявили об увеличении форматов своих магазинов. Так компания планирует развивать следующие форматы брендов: ZARINA — 600-800 м2, befree до 2 500 м2, LOVE REPUBLIC — 500-700 м2, sela — 700-900 м2.


Проанализируйте, кто из ваших арендаторов заинтересован в расширении и сделайте им соответствующее предложение.


Менее вероятным видится вариант с универмагами российских дизайнеров. Хоть мы и слышим о них из каждого утюга, есть два фактора, делающие данный формат не самым удачным способом занять площади закрывшихся магазинов мировых брендов:

1. В 95% случаев подобные проекты открываются с привлечением инвестиций собственника. Это примерно 10-20 млн рублей в зависимости от метража и уровня универмага. Готовы инвестировать — пожалуйста. Не готовы — шансы посадить универмаг сильно снижаются.
2. Не всем подходит подобный формат как в плане ценового сегмента, так и потребительском. Все-таки российские дизайнеры дороже и «сложнее» того же H&M.
3. Российских дизайнеров на всех не хватит. В данный момент у данного сегмента просто не хватает производственных мощностей, которые можно было бы сравнить с fashion гигантами. А на развитие нужно время и деньги.

Что касается досуговых операторов (развлечения, спорт, культура и пр.) — это, все, конечно, очень хорошо, но как показывает практика слишком слабо по коммерции.


Кроме этого, пропускная способность, скажем, фитнес клуба гораздо ниже, чем у крупного fashion оператора.


Ну и в завершение хочется отметить, что то, что хорошо для одних может совершенно не подойти другим, поэтому оценивайте ситуацию и принимайте решения исходя именно из специфики конкретно вашего объекта.

Другие колонки Александры Бартель