Думается, что нет. Низкая культура потребления, невысокая платежеспособность, отсутствие финансовой грамотности – даже без влияния пропаганды импортозамещения этих факторов достаточно, чтобы массовый спрос «съел» практически любой фейковый продукт или предложение со значительным ухудшением потребительских свойств. Поэтому уход игроков, продающих оригинальные продукты со стандартным и стабильным качеством, тронет лишь малую часть аудитории потребителей, которые находятся в безвыходном положении и вряд ли будут долго сопротивляться эрзац-наступлению.

Уверенность в том, что подобное системное ухудшение будет воспринято скорее положительно в достаточно долгом периоде отлично подкрепляется самым важным аргументом – ценой. Ведь что происходит с оригинальными продуктами и с теми, кто следует стандартам качества? Они вынуждены буду раз за разом повышать цены, разочаровывая клиентов.

А вот суррогаты не разочаровывают, потому как нижняя планка потребительских ожиданий от суррогатного бренда - не определена.


Сегодня так, завтра иначе – зато цена радует. А на фоне предстоящего снижения доходов это очень важный довод в пользу суррогата.

Второй важный и положительный момент – это отсутствие самой возможности сравнить. Я про неё писал в предыдущей публикации, но давайте посмотрим и с другой стороны. Когда исчезает эталон соотношения цены и ценности предложения, то мы можем свободно менять не только цену. Российская рекламно-брендинговая индустрия отлично научилась упаковывать ни чем не подкрепленные обещания и практикуется в этом со времён появления на рынке пива «Тинькофф». Тогда, я помню, они профессионально бравировали тем, что могут хоть мочу разливать в бутылки – и их время теперь настаёт. Если ты бренд с урезанным «функционалом» на достаточно большом рынке, то прежде всего важно стать самым громким голосом в комнате. Тогда все, кто думает и считает иначе - просто утонут в многообещающей коммуникации суррогатного лидера рынка.

И даже это не плохо! Ведь на фоне откровенных ухудшений, которые не смогут обойти крупные бренды всегда найдется ниша для тех небольших и прозрачных компаний, которым стыдно делать свою работу плохо. Тех, кто не боится и умеет продавать дорого продукт, которым он гордится. Поэтому на фоне всевозможных эрзацев и суррогатов начнут появляться оригинальные продукты и бренды, сделанные на основе своих представлений о самом лучшем, а не на основе выгрузок из отчётов по продажам.

И здесь стоит остановиться и слезть с радужного единорога. Ведь самая основная проблема отрезанности от окружающего мира – это формирование тех самых своих представлений о лучшем лишь на основе прошлого опыта, а не на основе актуальных глобальных тенденций. И риск создать «более лучшую лошадь» будет возрастать с каждым месяцем. Это уже хорошо заметно по «импортозаместимым» продуктам и брендам, которые не приближаются к оригиналам, а год от года лишь наращивают разрыв, отдаляясь от исходной идеи как «советское шампанское» или «русский пармезан» от своих базисов.

Но это долгосрочные риски, а что в текущем моменте?

Повсеместная замена эталонов эрзац-брендами ухудшит и без того печальную картину потребления прямо сейчас – это самое неприятное. 


И сопротивляться подобному тренду, получается, невозможно. Поэтому придётся падать в собственных ожиданиях, которые всё больше и больше будут расходиться с обещаниями и декларируемыми ценностями эрзац-брендов в их коммуникациях.

Конечно, среди новоявленных эталонов могут появится и открытия, и действительно хорошие предложения, которые не могли раньше прорваться через коммуникационные барьеры, выстроенные крупными игроками. Но это будут не те бренды, что появились сейчас на фоне санкций. Это будут те, кто работал на рынке долго и просто был в тени. Правда, их на рынке единицы и их доля - быть приятными случайностями.

Но надежда есть. Надежда на то, что падение в рынок низкокачественных суррогатов будет настолько очевидным для покупателей, что он быстро переориентируется с выбора самого дешевого на выбор того, что сделано с уважением к нему, ответственно и честно. Вполне вероятно, что спрос, сохранивший свою платежеспособность, быстро отпрыгнет от «антисканкционных предложений», в основе которых нет ничего, кроме стремления быстро нажиться на смене рыночной конъюнктуры.

Другие колонки Сергея Славинского