Сеть ресторанов Pizza Hut под управлением AmRest в качестве эксперимента ввела в ассортимент своих заведений в Москве и Петербурге пиццу с искусственным мясом (на растительной основе). В октябре сеть «Теремок» начнет продажи таких же котлет. Zion Market Research считает, что мировой рынок мяса на растительной основе в ближайшие 6 лет будет ежегодно расти на 8,6%.

Первые продажи мяса на растительной основе в мире стартовали в 2016 году. Происходит четвертая промышленная революция, и переход на мясо из растительного белка — это один из глобальных этапов изменения человеческой жизни. По данным FAIRR, в среднем на убой ежегодно отправляется более 70 млрд сельскохозяйственных животных. Это 130 тыс. животных каждую минуту.

Объем мирового рынка розничной торговли продуктами питания оценивается более чем в $9 трлн. К 2020 году он вырастет до $12,2 трлн. Последние десятилетия ученые бились над созданием искусственного мяса. Один из самых известных стартапов — компания Beyond Meat с 2009 года работала над созданием мяса на основе растительного белка. Среди ее инвесторов значатся Билл Гейтс, Леонардо Ди Каприо, бывший генеральный директор McDonald’s Дон Томпсон, а также крупнейший в США мясоперерабатывающий завод Tyson Foods. Объемы потребления красного мяса во многих странах падают, утверждают эксперты Fitch Solutions. В частности, в Австралии в 2015 году потребление говядины и телятины опустилось ниже 30 кг на одного человека в год, хотя в начале этого десятилетия было около 40 кг, а в Италии снизилось более чем с 20 примерно до 15 кг в год.

О мясе Beyond Meat 

Основные компоненты растительного мяса в компании Beyond Meat — это изолят горохового белка, вода, рапсовое масло прямого отжима, немного соли, уксуса, крахмала, дрожжевого экстракта. Красный цвет котлете придает свекольный сок. Такой состав на 100% подходит веганам. В одной котлете целых 20 граммов белка, это даже больше, чем в котлете из обычного мяса.

В альтернативном мясе нет ГМО, глютена, сои, антибиотиков, холестерина, гормонов и паразитов, утверждают в компании. Над формулой растительного мяса работала команда из 40 ученых и шеф-поваров, которые добились, чтобы по консистенции, запаху, вкусу и цвету растительное мясо практически невозможно было отличить от натурального.  



После удачных тестовых продаж в мае 2016 года в сети супермаркетов Whole Foods бургеры с искусственной котлетой Beyond Burger хлынули в десятки розничных сетей, ресторанов, отели и даже на стадионы США.

Чистая выручка Beyond Meat в 2019 году ожидается на уровне $240 млн (+170% по сравнению с 2018 годом), ранее компания озвучивала прогноз по выручке на этот год на уровне $210 млн.

C 2016 года Beyond Meat продала 25 млн своих бургеров по всему миру, сообщает CNBC. Компания начала процедуру IPO и оценивается более чем в $0,5 млрд. В 2018 году объем мирового рынка мяса на растительной основе Zion Market Research оценили в $11,92 млрд.



Будущие прогнозы JP Morgan и Barclays предполагают, что мясо на растительной основе захватит 10% мясного рынка через 10-15 лет, в то время как AT Kearney прогнозирует, что к 2040 году мясо на растительной и культивируемой основе будет занимать 60% рынка, указано на сайте компании FAIRR, которая объединяет инвесторов, занятых в сфере животноводства.

В России этот рынок только начинает зарождаться. И тема с продажей искусственного мяса — скорее хайп, нежели забота о животных и тревога за глобальные выбросы парниковых газов, которые возникают в результате животноводческой деятельности  (14,5 % выбросов парниковых газов в мире происходит от животноводства, и это больше, чем в транспортном секторе). 

Искусственное мясо, которое завозиться в Россию, производит все та же компания Beyond Meat. Ее официальным поставщиком в России является Alianta Group. Компания на запрос MarketMedia не ответила, однако в начале сентября Alianta Group сообщила, что планирует к 2020 году нарастить количество ввозимого в страну продукта примерно в десять раз, с нынешних 2,7 тонн до 27 тонн в месяц. Для этого компания налаживает каналы продаж через заведения общепита.   


Бургеры «Без греха»
Первыми среди заведений общепита это мясо стал продавать холдинг White Rabbit Family ресторатора Бориса Зарькова. В меню его ресторанов в апреле этого года появились бургеры. Например, в его сети «Ракета» бургер с котлетой Beyond Meat называется «Гостья из будущего» и стоит 469 рублей, в ресторане паназиатской кухни Zodiac такой бургер называется «Без греха» и стоит 670 рублей.

В начале сентября на своей странице в соцсети основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров написал о том, что планирует в октябре ввести в меню некоторых своих заведений котлеты на основе растительного белка.

«По вкусу это действительно удивительный «мясной» продукт, запоминающийся и уникальный. Полное ощущение, что ешь сочную мясную котлету с гриля. Пока есть одно главное ограничение для этого продукта — цена. Котлета с пюре или блин с котлетой Beyond Meat получаются у нас как минимум по цене продажи — 449 рублей. Понятно, что по такой цене продукт в наших «Теремках» пока что не может быть конкурентоспособным, но тем не менее мы решили в самое ближайшее время запустить его на тест на ограниченном числе ресторанов. Нам интересно, как будет принят вкус и сама идея!» — написал Михаил Гончаров в своем аккаунте. 

Но первой из крупнейших сетей ресторанов в России искусственное мясо ввела Pizza Hut (под управлением AMRest). 19 сентября тестовые продажи пиццы с этим мясом стартовали в одном московском и одном петербургском ресторанах сети. Пицца диаметром 30 см стоит 599 рублей, при этом такая же пицца, но с натуральным мясом стоит 699 рублей. Инновационную пиццу компания сделала сознательно дешевле, чтобы потребители стали покупать новый продукт, хотя 1 кг искусственного мяса дороже натурального. Правда, насколько дороже — в компании не сообщили.  

Эдуард Капитонов, региональный управляющий Pizza Hut, отметил, что компания следит за всеми трендами, и когда в начале 2019 года на местный рынок стало поставляться мясо на основе растительного белка, то компания решила стать первой сетью пиццерий в России, кто введет в меню этот продукт. 

«Учитывая, что к нам тренды с Запада приходят с опозданием, мы полагаем, что полностью рынок растительного мяса в России сформируется только к 2021 году. И мы рассчитываем занять примерно 30% рынка готовых продуктов питания с искусственным мясом в России к 2021 году», — сказал Эдуард Капитонов, подчеркнув, что спрос на здоровую еду и продукты ответственного потребления растет в среднем на 10% в год. Pizza Hut ожидает, что к 2021 году продажи пиццы с растительным мясом будут на том же уровне, что и классическая пицца.

В Pizza Hut рассчитывают, что до конца года продажи пиццы с альтернативной мясной начинкой должны достигнуть 6% от общей выручки заведения (где она есть в меню). «Мы с нетерпением ждем результаты продаж в этих тестовых локациях, так как дальнейшая судьба инновационного продукта во многом будет зависеть от итогов работы в эти дни», — отметил Эдуард Капитонов, подчеркнув, что при положительных тестовых продажах этот продукт будет введен с 2020 года во всех заведениях сети, а это 120 ресторанов в 33 городах России.  Инвестиции в закупку продукта и на маркетинг составили примерно 1 млн рублей.

Есть уже и первый пример российского производителя продуктов питания, который занялся поиском рецепта вегетарианского молока. Для этих целей группа компаний «Эфко» (владелец ТМ «Слобода») создала венчурный фонд Fuel for Growth на $50 млн. Он будет инвестировать преимущественно в новые технологии в производстве продуктов питания, пишут «Ведомости».

Корпоративный венчурный фонд позволит финансировать разработку инноваций, которые «Эфко» в дальнейшем сможет использовать для производства собственных новинок – молока из растительного сырья, а также молочных продуктов, майонезов, соусов и жиров с улучшенными свойствами за счет биотехнологических разработок и новых ингредиентов. Также это будут разработки в области логистики, искусственного интеллекта по изучению потребительских предпочтений. Пока готовых решений в этих сферах на рынке нет либо их предлагают именно стартапы, привлекающие венчурное финансирование на ранних стадиях.

Инициатива с мясом на растительной основе очень интересная, и у нее точно есть шансы на успех в будущем. Но пока еще рано говорить о массовом появлении такого продукта на рынке общественного питания. Стоимость такой котлеты из растительного мяса в 7 раз выше, чем из натурального, а значит, и цена на готовое блюдо будет значительно выше. Большинство потребителей все еще не готовы переплачивать за экологичные и натуральные продукты, так что и спрос сильно расти не будет, пока поставщики не смогут предлагать более низкую стоимость продукта. Тогда мы, конечно, рассмотрим ввод растительного мяса и в свой ассортимент. Чтобы растительное мясо заняло значительную долю в спросе, должно произойти много других изменений в обществе. Экологичность и натуральность должны перестать быть дорогими и непонятными. Должно измениться сознание потребителя, должна появиться поддержка со стороны государства, должны стать доступнее новые пищевые технологии. Боюсь, что это процесс не быстрый.

По-хорошему, я бы не говорил, что имитация мяса —это «имитация картины» или «фальшивая монета». Это полноценный и вкусный продукт. Тут, наверное, нужно смотреть с другой точки зрения. Что такое еда? Это то, что нужно человеку, чтобы жить, чтобы получать энергию. Мясо как источник энергии – хороший и достойный продукт. Можно делать аналоги молока, сыра, и сейчас над этими проектами в Америке тоже работают. Но начали с мяса, потому что оно сытное, в нем много белков. В Beyond Meat 22 грамма белка на 100 грамм продукта. Это соответствует содержанию белка в обычном мясе, в нем есть незаменимые аминокислоты, которые есть в мясе, содержание жиров и углеводов близко к тому, что в мясе. С точки зрения насыщения этот продукт очень качественный. Зачем есть килограмм капусты, если можно съесть 100 грамм котлеты и насытиться. 

Я думаю, вопрос не в ЗОЖниках, а в том, что предприниматели увидели возможность получить прибыль. А также перспективу в том, что этот продукт может стоить дешевле настоящего мяса, давая такое же чувство насыщения. По большому счету, людям все равно, что есть. Если продукт вкусный и сытный, он может называться как угодно. Не исключено, что в будущем его переименуют и он вообще не будет иметь отношения к мясу. Проще и удобнее продавать и рекламировать, если сравнивать с уже существующим продуктом, чем придумать что-то, чего не было, и сказать: «Мы сделали такой-то продукт, попробуйте его, он насыщает». Это гораздо тяжелее. Здесь никакого обмана нет – хочешь берешь, не хочешь – не берешь. 

Рано говорить, сколько мы готовы терпеть отсутствие продаж. Если списания будут велики, наверное, выдержим два-три месяца. Это обычный цикл новинки на наших точках. При небольших списаниях будем долго держать эту позицию, ждать и добиваться снижения цены, чтобы она была более конкурентоспособна по сравнению с обычным мясом. Это будет зависеть от того, насколько людям понравится вкус. Цена ценой, а вкус играет главную роль, особенно в «Теремке».