Теплая погода в России подвела одежных и обувных ретейлеров. К середине января многим сетям удалось продать только половину закупленной коллекции. Или даже меньше. Из опрошенных более чем 10 fashion-ретейлеров очень мало кто признался, какой процент зимней коллекции удалось продать на середину января. А те, кто соглашался рассказать о реальном положении дел, как правило, делали это неофициально.

MarketMedia выяснил, что сейчас сети вынуждены увеличивать скидки, чтобы избавиться от остатков и вернуть хоть какие-то деньги. Речи о марже уже не идет. Тем более приходится ориентироваться на ценообразование крупнейших российских маркетплейсов, у которых сейчас зимние вещи продаются со скидками до 90%, признаются ретейлеры.

Wildberries — важный индикатор рынка
ZENDEN Group, управляющая сетями Zenden и THOMAS MUNZ, удалось продать 80% зимней коллекции. «Показатели ниже плановых, особенно по марже. Продажи зимней коллекции 2019/20 хуже, чем продажи прошлогодней коллекции. Продать, конечно, можно остатки коллекции. Вопрос: можно ли заработать? Теплая зима лишает нас этого. Плюс сейчас на fashion-рынке есть важный индикатор — компания Wildberries. И всем операторам приходится ориентироваться на нее. Она стала мегарегулятором в ценообразовании. Ты заходишь и видишь 500 тыс. наименований обуви на любой вкус и при этом можешь сравнить цены с магазином бренда», — говорит Андрей Павлов, основатель и президент ZENDEN Group. В настоящее время на Ozon скидки на зимние вещи и товары для спорта доходят до 90%, на Wildberries и Lamoda — до 70%. Кроме того, на этих площадках проходит распродажа «Киберпонедельник», в рамках которой и на другие категории скидки доходят до 70%.

Справка

По данным Fashion Consulting Group, в 2019 году оборот российского fashion-рынка сократился на 3-4%, до 2,26-2,29 трлн рублей. Отрицательную динамику эксперты связывают с падением потребительского спроса, основными причинами которого являются падение реальных доходов населения и теплые осенние и зимние месяцы.



Вместо пуховиков гель для бровей и кеды
В пресс-службе Lamoda сообщили, что в целом второе полугодие 2019 года было довольно нестандартным для торговли. «На европейской части страны вплоть до сегодняшнего дня держалась преимущественно плюсовая температура, во многих других регионах также наблюдалось значительное отклонение от нормы, что откладывало спрос на многие традиционные зимние товары. Если годом ранее в топ самых популярных зимних покупок на Lamoda входили не только кроссовки и футболки, но и пуховики с термобельем, то в этом году вперед вышли джинсы и товары для красоты с гелем для бровей в роли абсолютного лидера», — отметили в компании.

В пресс-службе Wildberries подчеркивают, что непривычно теплая зима с положительной температурой отмечается не во всех регионах страны, а преимущественно на северо-западе, в центре, на юге России, поэтому во многих российских регионах по-прежнему покупают зимнюю одежду. В результате на платформе компании с ноября 2019-го по январь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом продажи пальто выросли на 51%, пуховиков — на 46%, ботинок — на 43%, шапок — на 65%.

Если в прошлом году в январе их доля в обороте была всего 2%, то в 2020 году — 13%. Повысился спрос на куртки и полупальто, а вот теплые длинные и удлиненные изделия в этом сезоне менее популярны.



«Наряду с сохраняющимся спросом на теплые вещи мы можем отметить и тренды на покупку непривычной для ношения зимой обуви. Так, россияне из центральных регионов, особенно жители Москвы и Петербурга, благодаря теплой погоде покупают кроссовки и кеды (рост +110% и 84% соответственно). Спрос на резиновые сапоги, зонты и другие вещи, которые более популярны осенью или весной, вырос в целом на 111% с ноября 2019-го по 20 января 2020 года по сравнению с аналогичным периодом», — отметили в Wildberries.

В сети магазинов FiNN FLARE также отметили изменение структуры покупок. «Зимний ассортимент — наша особая гордость. Несмотря на погодные аномалии, он все равно пользуется спросом у покупателей. Но не могу не признать, что теплая зима все-таки внесла свои коррективы. Например, заметно выросли продажи осенней и весенней коллекций. Если в прошлом году в январе их доля в обороте была всего 2%, то в 2020 году — 13%. Повысился спрос на куртки и полупальто, а вот теплые длинные и удлиненные изделия в этом сезоне менее популярны», — рассказала Ксения Рясова, президент FiNN FLARE.

ГК «Обувь России» представлена по всей России, причем бОльший объем продаж приходится на Урал, Сибирь и Дальний Восток. Это те регионы, в которых зима наступила вовремя, со снегом и морозами, хотя и несколько теплее, чем обычно. Поэтому фактическое отсутствие зимы в Центральной части России мало сказалось на продажах зимней коллекции. В целом они остались на уровне прошлого года, по некоторым товарным категориям есть прирост. «Процент реализации также в норме, к декабрю мы распродали основной объем зимней коллекции; в декабре-январе запустили традиционную распродажу в конце сезона. Те остатки коллекции, которые не реализованы к старту нового сезона, мы переводим в нашу сеть дисконт-центров «Пешеход» (входит в группу компаний «Обувь России»)», — отметили в пресс-службе ретейлера.

Работа без маржи
На условиях анонимности совладелица сети мультибрендовых спортивных магазинов, работающих в сегменте средний, средний плюс (находятся в Красноярском крае), рассказала, что ей удалось продать всего лишь 30% от закупленной зимней коллекции. «У меня несколько магазинов, к нам ходят достаточно обеспеченные люди, покупают кроссовки и ботинки за 10-15 тыс. рублей, на рынке мы больше 15 лет, но у меня впервые такие плохие продажи зимой», — сокрушается предпринимательница.

«Везде в fashion-сетях наблюдается падение трафика и спроса. Но оставлять после окончания сезона большие стоки — это непозволительная роскошь, — говорит основатель одной из старейших fashion-сетей в России. — Поэтому все крупные и не очень сети ударились в акции и скидки. И, по моим прогнозам, к весне выйдут на приемлемые для себя проценты остатков осенне-зимней коллекции. В зависимости от компаний этот показатель варьируется в диапазоне 5-30%. В этом сезоне он может быть чуть выше. Но мы все уже забыли такие слова, как «прибыль», «маржа».

Предугадать погоду на будущий сезон сложно. Даже наш Гидрометцентр часто ошибается. Мы стараемся анализировать множество факторов: поведение покупателей, модные тренды, востребованность определенных моделей, экономическую ситуацию в стране.



В сети магазинов «Снежная королева» отметили, что выручка компании в 2019 году по РСБУ, по предварительным данным, выросла на 10,4% к 2018 году, а число магазинов — со 120 до 124. «Год был непростым и достаточно тяжелым. Удовлетворительные результаты дались ценой больших усилий, — отметили в пресс-службе компании. — Теплая зима, безусловно, влияет на исполнение сезонных планов. По предварительным оценкам, общее падение продаж на рынке мехов и верхней одежды из-за необычайно теплой зимы в IV квартале 2019 года могло достичь 20-25% в сравнении с аналогичным периодом 2018 года». В «Снежной королеве» надеются, что в оставшийся зимний период продажи в штуках зимней одежды снова увеличатся, в том числе за счет посленовогодней скидочной кампании. «Но, естественно, это уже будет по другой цене, так как в январе-феврале скидки становятся больше, соответственно, и прибыль будет меньше. Но говорить о существенных потерях пока не приходится», — отмечают в компании.

В сети магазинов по продаже детской обуви и одежды также отмечают падение продаж зимней обуви и рост продаж демисезонных моделей. Например, продажи зимних сапог снизились в целом ро сети на 18%, а в магазинах, расположенных в Москве и Петербурге (без учета сибирского региона), падение составило почти 29%. В то время как продажи демисезонной обуви в целом по компании выросли почти на 45%. Продажи обувь из мембраны снизились на 18%. Это говорит о том, что помимо теплой зимы отчетливо прослеживается фактор снижения покупательской способности, говорят в компании.

Как предугадывают погоду ретейлеры
В связи с глобальным потеплением предугадать за полгода или год, насколько теплую заказывать коллекцию, сложно, говорят участники рынка. Искусственный интеллект, который проникает во многие сферы бизнеса, здесь не помощник.

«Предугадать погоду на будущий сезон сложно. Даже наш Гидрометцентр часто ошибается. Мы стараемся анализировать множество факторов: поведение покупателей, модные тренды, востребованность определенных моделей, экономическую ситуацию в стране. Но, принимая во внимание Global Warming, мы внесли небольшие коррективы в заказ следующего осенне-зимнего сезона, увеличив количество укороченных и облегченных моделей», — говорит Ксения Рясова.

В ГК «Обувь России» также отмечают, что при планировании продаж предугадать погоду невозможно. При формировании коллекций на будущий сезон компания опирается на статистику продаж в течение нескольких предыдущих сезонов. И на основе этих данных делает выводы о том, как меняется спрос и какие товарные группы следует увеличить, а какие уменьшить.